«Чем хуже, тем лучше» - такой вывод напрашивается при сравнении опубликованных в июне оптимистичных статей в официальных республиканских газетах с итогами исполнения бюджета в первом полугодии 2007 года и данными ГНИ по объемам поступления налогов. На первый месяц лета пришлись самые неблагоприятные события исполнения консолидированного бюджета Удмуртии в текущем году.

В июне 2007 года на территории Удмуртии собрано 4 млрд. 726 млн. руб. налогов и сборов (без учета ЕСН). Это на 1 млрд. 86 млн. руб. меньше, чем в мае и на 3 млрд. 8 млн. руб. меньше, чем в июне 2006 года. Дефицит исполнения консолидированного бюджета в прошлом месяце составил 1,225 млрд рублей - доходы отстали от расходов на 39 (!) процентов. Финансовый разрыв был закрыт за счет самого масштабного за последние месяцы сокращения остатков на бюджетных счетах и привлечения новых заемных средств (614 млн руб.). Все это произошло вслед за благоприятным во всех отношениях маем, самым заметным событием которого был резкий рост поступлений от налога на прибыль (+2,5 раза). В июне доходы бюджета от этого источника также резко иссякли, сократившись в 4,1 раза по отношению к маю (и в 2,1 раза по сравнению с июнем 2006 года). Впрочем, в июне сокращению подверглись фактически все налоговые источники: акцизы (-2%), налоги на совокупный доход (-1,9 раза) и имущество организаций (-8 раз), платежи за природные ресурсы (-17,7 %), транспортный налог (-3,2 раза). Единственный налог, продолжавший расти - налог на доходы физических лиц, вырос всего на 2,1 процента. В целом июньские налоговые доходы уменьшились по сравнению с майскими в 1,8 раза (и на 5,3 процента по отношению к данным за июнь прошлого года).
Любопытный факт обнаруживается и при анализе данных о поступлении налоговых платежей на территории Удмуртии. По сравнению с первым полугодием 2006 года в текущем году объем налоговых поступлений снизился на 10 процентов. Тем не менее, сокращению подверглась только федеральная часть налоговых платежей – поток налогов в Москву с территории Удмуртии уменьшился в январе-июне на 23 процента. Налоговые доходы республиканской казны и местных бюджетов за этот же период наоборот выросли на 20,3 и 24,4 процента соответственно. При этом возросли еще и объемы финансовой помощи из федерального бюджета по линии различных субвенций, дотаций и субсидий. Всего за полгода бюджет Удмуртии получил из Москвы 1,922 млрд рублей (в первом полугодии 2006 года – 1,059 млрд руб.). В этой связи значительно по сравнению с прошлым годом снизилась централизация бюджетных ресурсов в федеральную казну в целом по полугодию. При этом ситуация в июне оказалась одной из самых неблагоприятных для республиканских властей. Из-за сокращения налоговых доходов и помощи федералов уровень централизации в прошлом месяце составил 64,6 процента.
Изменения в доходной части бюджета почти никак не сказались на расходной политике республиканских властей. Общие расходы в июне выросли по отношению к майским расходам консолидированного бюджета Удмуртии на 11,9 процента (и на 12,8 % по сравнению с данными за июнь 2006 года). Рекордной по сравнению с прошлогодними показателями оказалась динамика роста финансирования расходов на СМИ (+44,2 %), сельское хозяйство (+41 %) и органы власти и управления (+33 %). К косвенным расходам на СМИ (в области телерадиовещания) можно добавить и резко увеличившиеся бюджетные вливания по строке «связь и информатика». По сравнению с первым полугодием прошлого года сумма финансирования на эти цели выросла с 772 тысяч до 17,9 млн рублей. И никакой «информатики». Расходы консолидированного бюджета Удмуртии на АПК, где велика доля схем с признаками коррупции, составила 774,1 млн рублей (в первом полугодии 2006 года – 466,7 млн руб.). Рост расходов на содержание органов власти и управления за тот же период – с 496,3 до 654,8 млн рублей.
Заметной (как не раз отмечалось в предыдущих обзорах) стала и динамика бюджетных затрат на культуру. По сравнению с первым полугодием 2006 года объемы финансирования здесь возросли на 34,5 процента. При этом традиционная культурная инфраструктура продолжает подвергаться жесткой «оптимизации». Зато загадочным образом растут как на дрожжах расходы по строке «другие расходы в области культуры» (с начала года на эти цели потрачено 302,1 из 670,8 млн руб. общих расходов консолидированного бюджета УР на культурные цели). В июне, правда, расходы на эти цели несколько снизились по сравнению с маем (-5,2 %). Но в свете приближающихся выборов главный Цирк еще впереди…