Вечером 7 сентября были подведены итоги конкурса по передаче муниципальных  теплосетей Ижевска в аренду на 25 лет. Как изначально предполагал «Д», победителем  конкурса стало ООО «Удмуртские коммунальные системы». Причем вовсе не потому, что предложения этой частной компании оказались выгодны для развития городского хозяйства. Установленные администрацией города условия конкурса, кулуарность и спешность принятия решения об его проведении, одиозный состав участников, отстранение от влияния на этот процесс депутатского корпуса Городской думы - все это указывает на спланированность полученных результатов.

 

В среду, когда этот номер «Дня» уже готовился для сдачи в печать, официально  был опубликован протокол конкурса.  Согласно протоколу, были рассмотрены заявки от трех организаций, принявших участие в конкурсе, – ООО «Удмуртские коммунальные системы» (УКС), ООО «КЭС-Прикамье» и ООО «Ижтеплоэнергосервис». Победителем признано  ООО «УКС»,  набравшее наивысшее количество баллов по всем критериям конкурса.

В протоколе ничего не говорится об объеме инвестиций, однако, по неофициальной информации, известно, что «Удмуртские коммунальные системы» пообещали вложить в течение 25 лет в развитие теплосетей Ижевска 470 млн 200 тыс. руб. То есть в среднем всего… около 18 млн в  год. 

Для сравнения – в тарифе на теплообеспечение, оплачиваемом  в настоящее время населением Ижевска, заложены расходы на капремонт, дающие в сумме  150 млн руб. ежегодно. Кроме того, только по муниципальной программе по кредиту МББР Горжилуправление Ижевска вложило за последние 5 лет порядка 800 млн руб. Обещанные ООО «УКС» 18 миллионов в год полностью дискредитируют саму идею сдачи в аренду одной из важнейших систем жизнеобеспечения города стоимостью почти  4 млрд руб. Именно необходимостью привлечения инвестиций обосновывали перед депутатами Городской думы  глава администрации г. Ижевска Александр Ушаков (член Политсовета РО партии «Единая Россия») и глава муниципального образования «город Ижевск» Виктор Балакин (руководитель фракции «Единая Россия» в Гордуме) передачу администрации права  самостоятельно принимать решения о сдаче городской инфраструктуры в аренду частным структурам. Однако в подписанной Ушаковым конкурсной документации отсутствует даже пункт, в котором указывались бы конкретные суммы инвестиций в арендуемое имущество. Не исключено, впрочем, что даже обещанные «Удмуртскими коммунальными системами» 470 миллионов останутся только на бумаге, поскольку непосредственно в договорах аренды они могут быть просто опущены.

Один из членов конкурсной комиссии, пожелавший остаться неизвестным, так охарактеризовал поданные на конкурс заявки: «Первые две заявки были откровенно грабительскими, а победившая - просто плохой». Причины такого положения вещей становятся особенно понятны, если учесть состав подателей этих заявок. По не подтвержденной официально информации, все три пакета заявок готовились под руководством… одного человека – замглавы ООО «УКС» Сдобных. Дело в том, что владельцем контрольного пакета акций «Удмуртских коммунальных систем» (51%) является ООО «Российские коммунальные системы» (РКС). 75% акций РКС, в свою очередь.  принадлежат  ЗАО «Комплексные энергетические системы» (КЭС) Виктора Вексельберга. При этом пермский участник конкурса - ООО «Комплексные энергетические системы Прикамья» - также является одной из дочерних компаний КЭС.

Не менее интригующие подробности всплывают при сопоставлении оставшегося пакета акций «Удмуртских коммунальных систем». На вопрос делового еженедельника «Деловая Репутация»: «49% долей вашей компании принадлежит Андрею Осколкову?» руководитель ООО «УКС» Сергей Трухин предпочел ответить уклончиво: «Нетактичный вопрос. Думаю, жителям Ижевска неинтересно знать, кто держит сегодня доли нашей компании. Но могу сказать, что среди учредителей компании Андрея Эдуардовича нет».

То, что Андрей Эдуардович среди непосредственных учредителей УКС не числится, вряд ли можно сомневаться: пресса неоднократно писала не о том, что Осколков лично является соучредителем УКС, а о том, что 49% акций этой компании контролируются афилированными  с Осколковым  лицами. На сегодняшний день известно, что указанные 49% акций принадлежат ООО «Уралэнерго», учредителями которого является одно юридическое лицо  - ООО «Новый город» и одно физическое - некий С.Ю. Корженко, гендиректор ООО «Удмуртводоканал» (еще одной фирмы, созданной под грядущую  приватизацию инфраструктуры ЖКХ). Известно, что рабочее место г-на Корженко располагается по адресу: Песочная, 11,  в кабинете – соседнем с рабочим кабинетом Андрея Осколкова. Не следует также забывать, что именно лоббистский потенциал Осколкова, входящего в «ближний круг» президента Удмуртии Александра Волкова, был способен «сломить» сопротивление депутатов Гордумы, устранившихся в апреле 2007 года от реального контроля над городской инфраструктурой.

Любопытные факты всплывают и при более пристальном изучении второго «конкурента» УКС на конкурсе - ООО «Ижтеплоэнергосервис». Даже юридический адрес этой конторы совпадает с адресом ООО «УКС» – Буммашевская, 11. Не удивительно, что в борьбе с такими близкими себе «соперниками» «Удмуртские коммунальные системы» победили в конкурсе.

Можно сделать  вывод о фактически спланированной передаче важнейшей системы теплообеспечения шестисоттысячного города конкретной  коммерческой структуре. Глава УКС Сергей Трухин уже сейчас не скрывает, что о каких-либо серьезных внешних инвестициях в ижевские теплосети говорить не придется. В интервью «Деловой Репутации», данном накануне подведения итогов конкурса, он заявил, что говорить «сегодня о какой-то большой цифре привлекаемых инвестиций нельзя». «Тем более что мы пока не имеем долгосрочных решений по тарифам», - вполне прозрачно намекнул на истинный источник будущих «инвестиций» глава УКС. Из того же интервью становится ясно, что будущий арендатор не имеет  полной картины состояния дел с теплосетями Ижевска, потому и не готов определиться с инвестиционной программой. По большому счету, получается,  что городские власти сегодня передают обеспечение всего города теплом и горячей водой частной компании в чисто умозрительной надежде, что ей будет  коммерчески выгодно привести их в порядок и при этом «не обидеть» население. При этом вопрос, что будет, если коммерческие интересы УКС войдут в противоречие с интересами города, даже как бы и не ставится. Например, не исключен отказ УКС от использования энергосберегающего оборудования, установленного  в последние годы на ряде объектов.

То, что с населением Ижевска коммерческий арендатор сетей особенно церемониться не станет, очевидно уже и в связи с планами изменить сложившийся порядок оплаты за поставляемое тепло. «Источник из администрации сообщил, - пишет газета «Бизнес-класс»,  - что в планах УКС  – отказаться от формата платы за тепло с распределенной нагрузкой на 12 месяцев. Сейчас жители будут платить за тепловую энергию сразу в момент ее потребления, то есть в зимние месяцы в период отопительного сезона, причем в таком случае, полагают эксперты, оплата услуг увеличится на 30%». Понятно, что подобное решение может вызвать дальнейший рост неплатежей со стороны части населения, однако новый Жилищный кодекс РФ позволяет сегодня отключать от подачи ресурса целые кварталы и даже микрорайоны, управляемые задолжавшей управляющей компанией (даже если проживающие здесь отдельные жители и даже целые дома такой задолженности не имеют).

Сценарий «шоковой терапии» в решении проблем неплатежей в ЖКХ становится все более вероятным. «Удмуртские коммунальные системы» обвиняют ГЖУ в задолженности в 236 млн. ГЖУ, в свою очередь, указывает, что «задолженность населения перед ГЖУ по оплате отопления и горячего водоснабжения составляет 158,3 млн руб. Добавим сюда тот факт, что Горжилуправление вынуждено выполнять работы по капитальному ремонту жилых домов на аварийных объектах, представляющих угрозу жизни граждан и по судебным решениям (обязательства муниципалитета, зафиксированные в ст.16 федерального закона о приватизации жилья), между тем эти расходы из городского и республиканского бюджета просто не восполняются. Так, обращение Гордумы в конце прошлого года к республиканским властям о выделении на цели капремонта жилого фонда 750 млн руб. встретило самое жесткое неприятие со стороны президента Волкова.  

По имеющейся информации, в настоящее время инициаторы конкурса столкнулись с серьезной проблемой  - невозможностью корректно составить акт приема-передачи не описанного и не зарегистрированного в госорганах имущества. Дело пахнет уголовной ответственностью тех должностных лиц, которые решатся подписывать такие документы. Эксперты считают, что в ближайшее время будет подобрана какая-нибудь аудиторская фирма, которой за соответствующее вознаграждение будет не жаль лишиться лицензии и которая поставит на оценочных документах свою печать. Кстати, до сих пор, вопреки установленным законом срокам, не поступил ответ прокуратуры  на мой депутатский запрос, относительно законности организации конкурса, в котором, в частности, указывается, что в отношении большей части выставленных на конкурс объектов не зарегистрировано право собственности муниципалитета.