Инвесткомпания Sminex, управляющая деньгами бывшего акционера "Росбилдинга" Алексея Тулупова, закрыла созданную в 2007 году сеть одежных гипермаркетов "Модный сезон". Большинство недавно созданных сетей (например, продуктовые "Смак" и "Оливье", одежная Desam и др.) не справляются с кризисом — сроки окупаемости проектов затягиваются, а их совладельцы не готовы к дополнительным инвестициям.

О том, что компания Sminex Алексея Тулупова закрыла свой одежный проект "Модный сезон", "Ъ" рассказал президент девелоперской компании DVI Group Вячеслав Каминский. По его словам, один из магазинов сети недавно закрылся в торговом центре "Столица" (принадлежит DVI) в Ижевске. Закрытие всей сети "Ъ" подтвердил PR-директор Sminex Тимофей Фомин.

Первый "Модный сезон" был открыт в августе прошлого года в Нижнем Новгороде, и на момент принятия решения о закрытии сеть насчитывала пять магазинов площадью до 1,5 тыс. кв. м каждый. Изначально господин Тулупов планировал создать сеть из 200 недорогих гипермаркетов (средний чек — 500-600 руб.) для всей семьи, инвестировав $50 млн. Господин Фомин настаивает, что решение о закрытии "Модных сезонов" было принято "задолго до кризиса": "Основным аргументом стал тот факт, что сеть не вышла на плановые бизнес-показатели". По подсчетам гендиректора сети "Вещь!" Ольги Еремеевой, убытки от одежного проекта господина Тулупова могли составить около $1,5 млн.

Акционеры "Росбилдинга" Сергей Гордеев, Владимир Курбатов и Алексей Тулупов объявили о ликвидации компании в начале 2007 года. Сергей Гордеев сосредоточился на работе в Совете федерации — он представляет интересы Усть-Ордынского Бурятского АО, а Владимир Курбатов основал компанию "Магма", которая специализируется на сделках M&A. Алексей Тулупов учредил Sminex, которая работает как фонд прямых инвестиций. Среди ее проектов — крахмальный завод "Гулькевичский", сеть магазинов товара для творчества "Леонардо" и кондитерский комбинат "Коломенское".

Сравнительно молодым розничным проектам, которые не успевают выйти на окупаемость, тяжело приходится в кризис, констатирует аналитик Банка Москвы Сабина Мухамеджанова. "Новые магазины, как правило, выходят на запланированный оборот не раньше чем через полгода, а то и через год. В кризис, когда покупательская активность падает, эти сроки еще больше удлиняются. Продолжать развитие на деньги акционеров — непозволительная роскошь, а кредиты получить сейчас почти невозможно",— соглашается госпожа Еремеева. Хотя, по ее мнению, "Модный сезон" мог бы иметь неплохие продажи в кризис, поскольку ожидается смещение потребительского спроса в пользу дешевой одежды.

Одежные ритейлеры с уже устоявшимися бизнес-процессами тоже пересматривают свои планы и сокращают издержки. Например, в октябре отраслевая ассоциация АПРИМ (среди участников — Sela, "Вещь!", United Colors of Benetton, "Спортмастер", Ralf Ringer, "Глория Джинс" и др.) предложила владельцам торговых помещений заменить фиксированные арендные платежи на проценты от "продаж оператора с последующей корректировкой по фактическому объему". Президент Русской торговой группы (сеть C&A) Андрей Тимофеев в интервью "Ъ" прогнозировал падение одежного рынка в России в 2009 году на 30%.

"Модный сезон" не единственная из недавно созданных сетей, не переживших кризис ликвидности. Так, глава Ritzio Entertainment Олег Бойко закрывает продуктовые магазины "Смак", "Мосмарт" — свой второй формат "Мосмартики", одежный холдинг Baon — магазины Desam. Компания Smart Value Retail, принадлежащая владельцам "Азбуки вкуса" Сергею Верещагину и Олегу Трыкину, в октябре приостановила развитие сети "Оливье". Гендиректор еще одной новой сети Fix Price (проект бывших акционеров "Копейки" Сергея Ломакина и Артема Хачатряна, запущен в 2007 году) Дмитрий Кирсанов уверяет, что эта сеть уже вышла на окупаемость, поэтому в следующем году продолжит развитие. Правда, добавляет он, в магазинах пришлось поднять цены из-за роста курса доллара: если при запуске проекта все товары в магазинах продавались по 30 руб., то сейчас — по 35 руб.

Кристина Ъ-Бусько