9 декабря во время обсуждения проекта бюджета на 2009 год комиссией Гордумы по местному самоуправлению и информационной политике всплыла информация о планах городских властей отменить единый социальный проездной билет для пенсионеров - городских льготников. Пострадать от такой экономии средств может порядка 50 тысяч ижевчан.

 

Комиссия по местному самоуправлению и информационной политике на этот раз собралась почти в полном составе. Присутствовали председатель комиссии Лиана Димитрошкина, депутаты Василий Шаталов, Сергей Ткачук, Андрей Коновал, Дмитрий Пивош, не смог прийти на  заседание лишь недавно избранный на довыборах в Набережном округе Дмитрий Данилов. Кроме того, присутствовали депутаты из других комиссий, работающие в Гордуме на «освобожденной основе», Фания Федорова и Михаил Тарасов.

Бурная дискуссия разгорелась в ходе обсуждения проекта бюджета по ситуации с общественным транспортом. Депутат Пивош, который является директором автобусного предприятия ИПОПАТ, обратил внимание на недостаточность средств, заложенных на компенсацию расходов транспортников за проезд городских льготников. В проекте бюджета, подготовленном администрацией города, на выплаты пенсионерам для компенсации стоимости «социального проездного» запланировано выделение около 167 млн 580 тыс. руб., а на  прямую компенсацию транспортникам  – около 86 млн  586 тыс. руб. Между тем, по словам Дмитрия Пивоша, минимальный объем средств из муниципального бюджета на прямую компенсацию транспортникам, который  способен обеспечить выживание городского транспорта, это 130 млн рублей.  «Иначе летом следующего года транспорт просто встанет», - заявил директор ИПОПАТ.  Дмитрий Пивош напомнил, что  стоимость «социального проездного (в настоящее время – 190 руб.)  в несколько раз ниже стоимости обычного проездного на три вида транспорта   (740 руб.).

Докладчик, руководитель  финансового управления городской администрации Валерий Наумов, парировал эти соображения несколько неожиданным образом: «В настоящее время, - сказал он, - есть соображение, что «социальные  проездные» следует отменить. Сохранить ежемесячные выплаты, и пусть льготники используют эти средства, если хотят, на покупку проездных за полную стоимость. Сейчас кризис, и надо жить по средствам». По словам Валерия Наумова, такая позиция сегодня сформировалась не только на уровне города, но и на уровне руководства республики.

Несколько депутатов высказались в том же духе, что с «социальными проездными надо что-то решать». Тем более что кризис явно не ограничится 2009 годом, а 2010 год – это выборный год, и «лучше принять непопулярное решение именно сейчас». Депутат Лиана Димитрошкина предложила увеличить выплату пенсионерам за счет тех 86 млн руб., которые пока планируется направить непосредственно транспортникам.  Быстро подсчитав на калькуляторе, Лиана Ивановна назвала примерную сумму, которая в этом случае придется на одного льготника в месяц, – около 290 рублей.

Резко против такого варианта выхода из ситуации высказался Андрей Коновал: «Это не решение проблемы, если учесть, что уже сегодня  стоимость проездного билета на три вида транспорта 740 руб., а на один вид – 495 рублей. Подавляющее  большинство ижевских пенсионеров и так едва сводит концы с концами, а в условиях роста цен и коммунальных  тарифов с 1 января на 22-25% это вызовет новый социальный взрыв. Прозвучала информация о 40 млн руб., которые планировалось потратить на дальнейший ремонт «мэрии», - вот такие расходы следует сокращать».  Тем не менее это не убедило остальных участников дискуссии. Были высказаны упреки в адрес пенсионеров в том, что они, пользуясь «социальным проездным», ездят по всему городу в поисках чуть-чуть более дешевых продуктов, что многие из них используют социальную выплату не на покупку социального проездного, что среди пенсионеров есть работающие и вполне обеспеченные граждане, которые в «социальном проездном» не нуждаются.

Депутат Михаил Тарасов выразил мнение, что монетизация льгот в 2005 году было правильным решением, а  уличные выступления пенсионеров были вызваны, прежде всего, слабой информационной политикой. «Это верно, - согласился депутат Василий Шаталов, - следует  такую работу вести, и у нас еще, кстати, есть информационно-аналитическое управление, которое толком не работает». «Я должен заявить, - взял слово депутат Коновал, - что лично я в подобной «информационной работе» участия принимать не собираюсь. Более того, я намерен вести совершенно противоположную информационную работу - против отмены социального проездного».

В ходе дальнейшего обсуждения был выработан проект решения комиссии – предложить администрации города проработать три варианта выхода из ситуации: первый – тот, который сформулировала Лиана Димитрошкина, второй – предоставлять выплату и «социальный проездной» только неимущим (по аналогии с жилищной субсидией), третий – изыскать в проекте бюджета средства на адекватное возмещение затрат транспортников. Андрей Коновал предложил ограничиться только третьей рекомендацией, но остальные члены комиссии его не поддержали.

Если решение об отмене «социального проездного» будет принято, то соответствующие изменения в бюджете будут внесены на 27 сессии ижевской Гордумы, которая пройдет 18 декабря, а переход на новую систему придется на февраль 2009 года. Что касается республиканских льготников (ветеранов труда), то в настоящее время в бюджет республики средства на компенсацию расходов транспортников заложены в полном объеме, однако, судя по прозвучавшей на заседании комиссии информации, перспектива отмены «социального проездного» уже обсуждается, и соответствующие решения вполне могут быть приняты в течение первого квартала 2009 года. Между тем 15 декабря Общественный совет пенсионеров УР и Координационный Совет гражданских действий запланировали  массовую демонстрацию протеста от Центральной площади к зданию Администрации г.Ижевска, перед стенами которого будет, в частности, озвучено  требование сохранения «социального проездного» и запрета 25-процентного роста тарифов на коммунальные услуги в 2009 году.