В воскресенье работники жилищно-коммунального хозяйства отметят свой профессиональный праздник. Это событие и определило основную тему брифинга начальника МУ «ГЖУ - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска» Маджита Фаттахова. Встреча продолжалась более часа. Журналисты ижевских СМИ основательно «потрепали» нового начальника Горжилуправления. Ему пришлось не только отвечать на вопросы, касающиеся работы управляющей компании, но и прокомментировать все изменения, которые сегодня происходят в жилищно-коммунальной сфере. Предлагаем вашему вниманию наиболее интересные из них.

ДЛЯ СПРАВКИ

Начальник МУ «ГЖУ - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска» Маджит Ильсурович Фаттахов родился в 1958 году. Образование высшее. Трудовую деятельность начал в 1975 году. После службы в Советской Армии (1979-1981 гг.) 11 лет проработал на Ижевском механическом заводе. С 1992 г. по 1998 г. работал в банковских учреждениях Ижевска. В 1998-1999 гг. был помощником генерального директора ОАО «Ижевский литейный завод» по финансово-экономическим вопросам. С 1999 года главный бухгалтер Городского жилищного управления. Награжден Почетной медалью «За добросовестный труд», Почетной грамотой Министерства регионального развития Российской Федерации, Почетным общественным знаком «Отличник Российской системы бухгалтерского учета».

Кто в доме хозяин?

- Качество жизни каждой семьи, каждого человека во многом зависит от того, как работает жилищно-коммунальная отрасль. Все ждут позитивных изменений в системе ЖКХ. Маджит Ильсурович, от чего, по вашему мнению, зависит успех реформы? И какие задачи в связи с этим стоят перед Городским жилищным управлением?

- ЖКХ – это сфера, которая ближе всего к человеку. Потребителями жилищно-коммунальных услуг является каждый. И от каждого зависит, насколько эффективно эта сфера работает и будет работать в будущем.

Государство возложило всю полноту ответственности за содержание жилья на собственников, одновременно передав им право выбора как формы управления и управляющих компаний, так и набора требуемых услуг. В Ижевске провели собрания собственников и приняли решение о выборе формы управления около половины домов. Почти 75 процентов из них – свыше 1000 многоквартирных домов – выбрали в качестве управляющей компании Городское жилищное управление. В общей сложности в управлении ГЖУ находится 7100 тысяч квадратных метров жилья. То есть сегодня, как и прежде, ГЖУ остается крупнейшей и самой опытной управляющей компанией в сфере ЖКХ Ижевска, которой доверяют большинство горожан.

Если говорить о задачах, стоящих перед нами как управляющей компанией и жилищно-коммунальными предприятиями, то они мало изменились: обеспечить город и горожан всеми необходимыми коммунальными услугами и ресурсами. Однако деятельность предприятий ЖКХ получила новое наполнение. Принятый в 2005 году новый Жилищный кодекс вывел на новый уровень взаимоотношения между коммунальщиками и главными потребителями наших услуг – собственниками жилья. По сути, новый ЖК дал жильцам право контролировать работу коммунальных служб и требовать ее выполнения на должном уровне. Поэтому успех реформы ЖКХ во многом зависит от ответственности самого собственника жилья. Люди должны научиться быть хозяевами в своем доме.

Капремонт надо заслужить

- В праздник не принято говорить о проблемах, тем не менее они есть, и главная – неудовлетворительное состояние жилого фонда. Последняя оттепель более чем красноречиво это доказала. На нашу редакцию обрушился просто шквал звонков от ижевчан с жалобами на текущие крыши. Что делать жителям, у которых уже не первый год протекает крыша?

- Если крыша течет не первый год, значит, с высокой долей уверенности можно утверждать, что в доме нужен капитальный ремонт. Согласно Жилищному кодексу расходы на капитальный ремонт возложены на собственников жилья. К сожалению, в настоящий момент менее ста домов в Ижевске приняли решение о сборе средств на капитальный ремонт. А без этого никакие работы капитального характера провести невозможно – на них просто нет средств. Поэтому собственникам необходимо как можно быстрее принять решение о сборе средств на капитальный ремонт. Это важно сделать быстро еще и потому, что сейчас есть возможность попасть в федеральную программу, утвержденную Федеральным законом № 185 «О создании Фонда содействия реформированию ЖКХ».

Согласно этому закону выделяемые на капитальный ремонт из федерального бюджета средства могут быть направлены только на те дома, где собственники приняли решение о софинансировании капитального ремонта - сборе средств на капремонт. Желательно, чтобы собираемая сумма была в рамках регионального стандарта. И, в-третьих, собрание собственников должно принять решение о проведении работ по капитальному ремонту, в котором должен быть указан перечень требуемых работ. Копии протоколов собраний с решениями по этим трем вопросам должны быть направлены в адрес администрации города. Как видим, от жителей требуется не так уж и много. Но без этого их дом никаких денег получить не сможет, ведь одной из главных целей программы является пробуждение личной инициативы собственников жилья.

Контроль и учет

- Практика показывает, что многие проблемы жильцов упираются не в отсутствие средств на ремонт, а именно в нерадивость обслуживающих организаций. Каким образом ГЖУ контролирует деятельность ЖРП? Были ли случаи, когда вы или жители отказывались от услуг обслуживающих организаций?

- На протяжении последних лет в Ижевске все контракты на обслуживание жилищного фонда, а также все договоры на выполнение работ по реконструкции жилищного фонда, поставку техники, оборудования и материалов, ремонт и эксплуатацию лифтов и т.д. заключаются только на конкурсной основе. По условиям, до участия в конкурсе допускаются предприятия финансово состоятельные, имеющие необходимую материально-техническую базу и все лицензии на производство работ или услуг.

При этом мы постоянно ужесточаем требования к претендентам. Так, в договоры с обслуживающими организациями был внесен пункт, предусматривающий, что все акты выполняемых ЖРП работ за месяц наряду с представителями районных отделов управляющей компании подписывают уполномоченные собственников. Значительные коррективы были внесены в условия контрактов и в связи с вступлением в силу новых «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда». Заключая договор с обслуживающей организацией, мы стараемся максимально расширить и объем выполняемых ими услуг. Сегодня приветствуется согласие ЖРП за счет собственных средств устанавливать во дворах скамейки, детские площадки, урны, содержать хоккейные коробки, обслуживать «бесхозные» территории, т. е. ни за кем не закрепленные.

Контракты заключаются на один год. Некоторые предприятия могут рассчитывать на трехлетний договор, если работают без нареканий со стороны самой управляющей компании и жильцов. Таких организаций с каждым годом становится все больше. Если же в период действия контракта предприятие систематически нарушает его условия, то договор с ним ГЖУ расторгнет досрочно, а жилищный фонд, обслуживаемый таким жилищно-ремонтным предприятием, вновь выставляется на конкурс.

Что касается расторжения договоров с недобросовестными подрядчиками, то такие случаи были. Например, в июле 2007 года был расторгнут контракт с ООО «Рапит-стройсервис», обслуживавшим жилищный фонд в Ленинском районе. Предприятие неоднократно нарушало условия контракта, кроме того, в его адрес было много жалоб и нареканий как со стороны контролирующих органов (АТИ, СЭС и др.), так и жителей. За аналогичные нарушения в октябре прошлого года мы разорвали контракт с ООО «Аргон-сервис», обслуживавшим жилищный фонд в Индустриальном районе. В ноябре отказались от сотрудничества c той же компанией в рамках договора об оказании услуг по вывозу ТБО, а в феврале этого года с ООО «ПСП «Прикампромстрой». Компания оказывала услуги по механизированной уборке улиц и дорог.

В последнее время много нареканий вызывает работа обслуживающей организации ООО «ФАСАД-3000». Вся поступающая информация тщательно анализируется, и к моменту истечения срока действия контракта будет принято решение о возможности дальнейшего сотрудничества с данным предприятием. Но в любом случае мнение жителей для нас важно и обязательно учитывается при принятии решения о дальнейшем сотрудничестве с той или иной подрядной организацией.

Практика показывает, что принимаемые нами меры по контролю за деятельностью ЖРП не проходят незамеченными для населения. Так, например, в 2006 году 104 жилых дома перешли из ГЖУ под управление других компаний, за прошлый год таких домов было уже 255. Однако в последнее время мы наблюдаем обратный процесс. Дома, отказавшиеся от наших услуг, вновь возвращаются. Например, жители дома по ул. Сабурова, 27а, в свое время выбравшие в качестве управляющей компании ООО «Ареола», приняли решение вновь вернуться под управление ГЖУ, так же поступили и жители 12 домов в Октябрьском районе, обслуживаемых ООО «ЖКК». Все это говорит о том, что люди сравнили уровень обслуживания и сделали выбор в пользу ГЖУ.

Государство готово помогать, но…

- Что будет с ЖКХ Ижевска, если до мая 2008 года горожане не определятся со способом управления? Чем это грозит коммунальным организациям и ижевчанам?

- Если собственники жилья не определятся со способом управления многоквартирным домом, то за них это придется сделать администрации города. Будут объявлены муниципальные конкурсы на управление неопределившимися домами. И по итогам конкурса назначены управляющие компании. Коммунальным организациям это мало чем угрожает, хотя, конечно, любой искусственный передел рынка отражается на деятельности предприятий. Но больше все-таки пострадают от этого жители. Причем проблемы они создадут себе сами. Они добровольно отказываются от права выбора и передоверяют его муниципалитету. Но самое главное - жители домов, не выбравшие способ управления, теряют право на получение средств на капремонт из «Фонда содействия реформированию ЖКХ», то есть добровольно отказываются от поддержки государства.

Надежда БОНДАРЕНКО

Источник Удмуртская правда