То, о чем многие спорили, не веря, что такое возможно, свершилось вечером в пятницу, 14 марта. Впервые за всю историю существования Госсовета Удмуртии был арестован и «закрыт» в СИЗО действующий депутат. Более того, арестованный депутат Дмитрий Желнин является издателем и главным редактором лояльных республиканским властям СМИ, что также является беспрецедентным случаем.

Арестован издатель газет «Совершенно Конкретно» и «Копеечка» Дмитрий Желнин Следственный комитет пока скупится на комментарии, а адвокат депутата Дмитрий Талантов не признает обвинения и связывает уголовное дело с попыткой давления на свободные СМИ. Настаивать на этой версии ему будет сложно. 32-летний издатель газет «Совершенно Конкретно» и «Копеечка» Дмитрий Желнин находится на хорошем счету у руководства республики. Его мать, Екатерина Желнина, долгое время возглавляла секретариат начальника УФСБ, а затем министра внутренних дел УР Николая Арзамасцева, а отец, предприниматель и совладелец «семейных» газет Виктор Желнин, успешно сотрудничает с властями в тендерах на поставку автобусов. По информации «Д», и сам Дмитрий Желнин, и его родители начиная с декабря прошлого года использовали все свои связи в республиканских верхах, чтобы прекратить дело, но что-то, видимо, не сработало. Хотя ранее попытки других «жертв» Желнина привлечь издателя к ответственности за клевету ничем не заканчивались. Возможно, это обстоятельство останавливало целый ряд предпринимателей, также подвергавшихся информационному давлению. Некоторые из них сегодня заявляют о готовности дать показания органам следствия об имевших место фактах вымогательства.
На протяжении ряда лет печатные издания г-на Желнина ежегодно стабильно получали финансирование из республиканского бюджета и бюджета г. Ижевска. Даже в период, когда уголовное дело по факту вымогательства уже было заведено, Министерство печати УР утвердило итоги якобы проведенного в феврале 2008 года тендера, на основании которого газетам «Совершенно Конкретно» и «Копеечка» выделялись 800 тыс. рублей. Аналогичное решение было принято и Администрацией г. Ижевска. Обвиняемый в вымогательстве Дмитрий Желнин на самом деле не стеснен в средствах. В данных о доходах за 2006 год, которые он представил в Избирательную комиссию как кандидат в депутаты, стоит сумма 6 млн 588 тыс. 552 рубля. Автомобили, которые приобрел депутат в тот же период, когда происходило вменяемое ему вымогательство, - LEXUS RX350 (О 044 ОО) и Suzuki Grand Vitara (гос. номер Т 004 ХМ) стоят немалых средств.

Суть дела

Напомним, перспектива возбуждения уголовного дела в отношении депутата появилась в середине января, когда Верховный суд Удмуртии удовлетворил ходатайство руководителя Следственного управления СК Прокуратуры РФ по УР и признал в действиях Дмитрия Желнина наличие признаков преступления, предусмотренного ч.3 ст. 163 УК РФ – «Вымогательство» в крупном размере. Это решение поддержал 6 марта Верховный суд РФ, куда адвокат Талантов направил кассационную жалобу г-на Желнина. Таким образом, после окончательного вердикта суда правоохранительные органы смогли возбудить в отношении народного избранника уголовное дело. Расследование по делу передано Следственному отделу Следственного комитета при Прокуратуре РФ в Приволжском федеральном округе.
По неофициальной информации, имеющейся в распоряжении редакции «Д», Дмитрий Желнин требовал 150 тысяч долларов США за прекращение публикаций в газете «Совершенно Конкретно» порочащих сведений о деятельности строительной компании ООО «Талан» и ее руководителей. Часть требуемой суммы была через посредников передана коммерсантами в Москве в прошлом году. Меньшую часть - 60 тыс. долларов - передали в Ижевске 7 декабря 2007 года директору по финансам ЗАО «Открытая студия» (учредитель газеты «Совершенно Конкретно»). Во время этой последней передачи денег в дело и вмешались сотрудники УФСБ.

Адвокатский плач

Адвокат издателя Желнина Дмитрий Талантов уходит от комментариев по факту вымогательства, предпочитая говорить о якобы имевших место нарушениях прав своего клиента. В четверг, 13 марта, в редакции местных СМИ был разослан факс из «Адвокатской палаты УР» с приглашением принять участие в брифинге. Адвокат г-на Желнина Дмитрий Талантов обозначил тему брифинга как «Незаконное задержание главного редактора газеты «Совершенно Конкретно», депутата Государственного Совета Удмуртской Республики Д.В. Желнина». С журналистами адвокат Талантов встретился за 2 часа до начала заседания суда Октябрьского района г. Ижевска по вопросу о мере пресечения для его клиента. На призыв защитников Желнина откликнулись немногие СМИ: корреспонденты Интерфакса, «Известий УР», «Удмуртской правды», газет «День», «КоммерсантЪ в Перми», а также две телекомпании - «СТС в Ижевске» и «Новый регион».
«В отличие от прокуратуры и следственного комитета, мы не очень активно работаем в информационном плане», - начал брифинг адвокат Дмитрий Талантов и включил свой цифровой диктофон. Несмотря на свою болезнь, о чем адвокат сообщил журналистам в самом начале (именно этим обстоятельством днем ранее г-н Талантов объяснил отказ участвовать в процедуре
предъявления обвинения своему клиенту), Дмитрий Талантов намерен добиваться освобождения подзащитного. По словам адвоката, в 17 часов 40 минут 14 марта истекает срок задержания (48 часов), после чего Дмитрий Желнин сможет покинуть здание суда. По сведениям «Д», накануне своего задержания г-н Желнин пытался избежать встречи с правоохранительными органами и с самого утра объезжал больницы, пытаясь лечь в стационар. Видимо, что-то предчувствовал…
На брифинге г-н Талантов очень много говорил о правах человека в России (Прим. – к слову сказать, в 2000 году, когда Талантов возглавлял Избирком УР во время первых выборов президента Удмуртии, эти вопросы не слишком его заботили), но на фактах, касающихся непосредственно обвинения в совершении вымогательства (ч.3 ст. 163 УК РФ), предъявленного Дмитрию Желнину 12 марта, Дмитрий Талантов останавливаться не стал.
«Мы думали, что его (Дмитрия Желнина) вызывают на допрос, но вместо этого сообщили о задержании по ст. 90-91 УПК РФ. На мой взгляд, ходатайство об избрании меры пресечения в виде ареста носит, очевидно, надуманный характер. По словам Талантова, у следствия имеются лишь несколько «заведомо ложных» показаний, в качестве которых он убедился при личных встречах со свидетелями (Прим. - по данным «Д», речь идет о сотрудниках Желнина Лукине и Пушине, последний из которых и является автором скандальных статей). Якобы его собеседники все отрицают и ничего подобного следователям не говорили.
Чем дольше говорил Талантов, тем больше вопросов возникало у журналистов, которые, прежде всего, пришли за фактами по делу, а не за теорией права. Адвокат сбросил в одну кучу обвинения в клевете и вымогательстве, а также информацию по соблюдению прав человека и состоянию дел в СИЗО.
Журналисты так и не смогли получить ответа на некоторые вопросы. Например, адвокат Талантов отказался называть фирму-заявителя, а пустился в пространные рассуждения о том, что в СМИ периодически публикуются сведения, задевающие интересы определенных лиц. Так, в Ижевске существует некая строительная фирма, которая при строительстве жилья распоряжалась деньгами дольщиков на свое усмотрение. По словам адвоката, у газеты «Совершенно Конкретно» имелись сведения о незаконных методах, которые практиковала эта фирма, была даже названа сумма - 24 млн рублей. Однако, сославшись на то, что его «голова не компьютер», г-н Талантов так и не смог вспомнить номер газеты «Совершенно Конкретно», где был опубликован данный разоблачительный материал. На вопрос корреспондента «Д»: «Оказывал ли адвокат Талантов юридические консультации газете «Совершено Конкретно?» - выяснилось, что да, оказывал, причем на протяжении нескольких лет. На последующий вопрос, вычитывал ли он статью, имевшую такие серьезные последствия для его клиента, на ее юридическую «чистоту», Дмитрий Талантов ответил как настоящий адвокат – кивком головы. Зафиксировать это движение головы адвоката смогли лишь видеокамеры.
Когда представители СМИ перешли к конкретным вопросам, Дмитрий Талантов вдруг резко засобирался, сообщив, что ему надо готовиться к судебному заседанию. Уже в дверях «Адвокатской палаты УР» г-н Талантов обронил в адрес журналистов, что процесс будет для них закрытым.
Судебное заседание по «делу Желнина» продлилось более шести часов. Информация о том, что депутат и издатель остается в следственном изоляторе, разлетелась уже в девятом часу вечера пятницы. Суд признал достаточность доводов следствия о необходимости избрания в отношении депутата Госсовета УР Желнина Дмитрия Викторовича меры пресечения – задержание под стражу. Данная мера по УПК РФ используется при невозможности применения иной более мягкой меры пресечения.
Основаниями для вынесения такого решения являются данные о том, что обвиняемый может скрыться от органов следствия, возможность продолжения им преступной деятельности и угрозы со стороны обвиняемого в адрес свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства или иное воспрепятствование ходу следствия. Это решение суда адвокаты депутата наверняка обжалуют в Верховном суде в течение 10 суток со дня вынесения. В любом случае, следующие два месяца Дмитрию Желнину придется провести в тесной камере следственного изолятора. Инкриминируемая ему статья УК РФ (п. «б» ч.3 ст. 163) предполагает наказание в виде лишения свободы на срок от 7 до 15 лет.

мнения

Представители разных политических лагерей оказались на редкость единодушны в оценке газеты «Совершенно Конкретно» и ее издателя. Во вторник в перерыве сессии депутат Городской думы
г. Ижевска, полковник юстиции Фания ФЕДОРОВА напомнила о лжеинтервью, опубликованном якобы от ее имени в газете Желнина в начале 2006 года. «Это такая наглость, ладно бы какой-то пасквиль написал, - возмущается Фания Марваретдиновна, - а то интервью со мной, которого я никогда не давала, как будто бы это я так отзываюсь о народе. Он оскорбил даже не меня лично, а всех жителей избирательного округа, куда вбросили тот номер «Совершенно Конкретно», чтобы опорочить мое имя. В 2006 году было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренным статьей 129 (клевета), но его расследованию уже два года кто-то не давал ход. Я однозначно буду настаивать, как положено по УПК, о соединении этих уголовных дел и ни на какое примирение не пойду».
В тот же день на просьбу по телефону дать свой комментарий откликнулся Валерий ФРИДРИХ, дважды избиравшийся мэром Воткинска (1994-2002 гг.) и четыре раза депутатом республиканского парламента (1990-2007 гг.). «Бог шельму метит, - сказал Валерий Леонидович, услышав про судьбу Желнина, - газета «Совершенно Конкретно» поставила жирную «кляксу» в моей судьбе. У меня есть подборка материалов, там, по-моему, 18 публикаций, и все такие грязные. Это была массированная кампания заказных статей в 2001-2002 годах. В одной из них меня даже объявили «международным террористом», на первой полосе разместили фотографию Бен Ладана и крупно написали: «Воткинский мэр Валерий Фридрих вверг город в пучину международного терроризма, в какое адское пламя толкает он молодежь города». Когда я у них выиграл один из судов, опровержение опубликовали не через 10 дней, как предписывает закон, а только осенью, когда выборы давно прошли. Я много раз обращался в прокуратуру, но милиция закрывала эти дела, на том основании, что якобы не найден заказчик. Причем здесь заказчик? По закону за все опубликованное несет ответственность главный редактор. По-моему, это газета, которая выполняет грязные заказы в отношении тех, кто стал неугоден власти».

к сведению

Условия содержания подозреваемых в совершении противоправных действий в местах предварительного заключения, по словам информированных источников, можно назвать сносными.
По норме, регламентированной законодательством, на каждого находящегося под стражей должно приходиться не менее 4 кв. метров площади. Нет претензий у подследственных и к питанию – трехразовое кормление соответствует нормативам. Дважды в месяц им можно получать продуктовые передачи (до 15 кг в каждой). Из продуктов, запрещенных к передаче: варенье, молоко, сало, спиртсодержащие жидкости. Часть продуктов и сигареты можно купить в тюремном буфете.
Подъем в следственном изоляторе в 6 часов утра, отбой в 21.30. Каждый день между 8 и 9 утра происходит так называемый «шмон», когда заключенных выводят из камеры и производят досмотр помещения. Разрешены прогулки по желанию содержащегося под стражей, они регламентированы по времени лишь распорядком дня. Свидания – только с разрешения того органа, который задержал человека. Практически в каждой камере имеется телевизор и радио (принадлежащие заключенным), холодильников в СИЗО нет. Книги и газеты – только в библиотеке.
В следственном изоляторе имеется карцер. Сюда попадают злостные нарушители дисциплины. Отхожее место (на тюремном жаргоне «толчок») расположено прямо при входе в камеру, ради приличия его закрывают занавесками. По неподтвержденной информации, Дмитрий Желнин содержится в 6-местной камере, телевизора в ней нет. По правилам внутреннего распорядка ранее судимые и несудимые содержатся в разных камерах.

Министр печати Удмуртии о газетах Желнина

Министр печати и информации Удмуртии Сергей Васильев прокомментировал арест главного редактора газеты «Совершенно Конкретно», депутата Госсовета Удмуртии, члена фракции «Единая Россия» Дмитрия Желнина.


«Как бы мы ни относились к изданию – это наш цех. Очень был огорчен. Мне откровенно жаль, что у нас происходят такие вещи», - сообщил министр. По словам г-на Васильева, Желнин - это редактор «не последней газеты в Удмуртии». Тут же Сергей Флорович вспомнил об утрате «нескольких телекомпаний», которых «вымыло с поля». На вопрос, что будет с договорными обязательствами издания - в 2008 году «Совершенно Конкретно» и «Копеечка» выиграли тендер на оказание информационных услуг органам государственной власти Удмуртии (услуги на 800 тыс. руб.), - министр ответил, что арест Дмитрия Желнина никак не скажется на работе правительства Удмуртии с данными газетами. «Мы разделяем главного редактора и средство массовой информации», - сказал г-н Васильев. Министр особо отметил, что его устраивает работа этих изданий в плане освещения деятельности органов государственной власти и событий. Секрет такого отношения прост – «газеты Желнина» публиковали «заказные» материалы даже в большем объеме, чем полагалось по договору. «Претензий к изданиям у нас не было, никто не ставит под сомнение результаты конкурса. Деньги как поступали, так и будут поступать, и освещение идет нормально», - резюмировал министр печати.