АвтоВАЗ планирует нарастить мощности по сборке путем приобретения уже действующей площадки, но не хочет переплачивать за нее. Тольяттинский автогигант сейчас рассматривает варианты покупки сразу двух автосборочных предприятий – «Иж-авто», которое входит в состав самарской группы СОК, и калининградского «Автотора».
Фото: udmurt.ru
Информация о возможной покупке АвтоВАЗом завода
Представители тольяттинского завода не комментируют подробности переговоров по приобретению «Автотора». По сути, даже официального предложения о его покупке сделано еще не было. Скорее всего, интрига с калининградским заводом преследует ту же цель, что и загадочное молчание в ответ на оферту СОКа, – АвтоВАЗу нужны козыри в переговорах с самарской группой, способные максимально удешевить сделку
«Автотор» сегодня находится в не самом хорошем положении. Завод в российском анклаве ведет «отверточную» сборку нескольких моделей – BMW 3 и 5 серий, Chevrolet TrailBlazer, Chevrolet Tahoe, Hummer H2, Cadillac CTS, SRX, STS, Escalade, Chevrolet Aveo, Lacetti, Epica и Rezzo, а также моделей Kia. Отдельной строкой до недавнего времени стояло сотрудничество «Автотора» с китайским производителем Chery (в прошлом году на его мощностях было собрано около 40 тыс. автомобилей этой марки), предусматривалось строительство нового завода с выходом на сборку до 250 тыс. машин в год. Однако в конце прошлой недели руководство калининградского завода объявило решение прекратить выпуск Chery и вообще свернуть этот проект. Официально свою позицию «Автотор» объяснил так: укрепление рубля сделало сборку Chery нерентабельной. Однако, скорее всего, здесь есть и другие причины, возможно, более весомые.
Известно, что сотрудничество с китайскими автопроизводителями в правительстве России рассматривают с некой брезгливой миной – достаточно вспомнить многократные безуспешные попытки Great Wall открыть производство в нашей стране. К тому же развитию проекта Chery на «Автоторе» активно препятствовал АвтоВАЗ, продукции которого дешевые китайские автомобили составляют сильную конкуренцию. На том же поле, кстати, играла и группа СОК. Связанные с ней политические силы неоднократно пытались надавить на калининградское предприятие, обвиняя его в недобросовестной конкуренции («Автотор» пользуется льготами калининградской особой зоны). В результате этих более чем двухгодичных войн правительство сегодня всерьез рассматривает возможность законодательного ограничения количества собираемых по льготному режиму в Калининграде машин на уровне 10−25 тыс. в год. По мнению экспертов, это может привести к сворачиванию нескольких проектов по выпуску бюджетных моделей, и «закат» Chery может быть просто первой ласточкой в этом процессе. В дальнейшем возможно даже прекращение сборки Kia. Последнее, вероятно, и было целью СОКа, не желающего делить перспективного партнера с другими игроками на российском рынке (корейские модели Spectra, Rio и Sorento выпускаются
Однако сейчас атака СОКа на «Автотор» может обернуться против самой самарской группы. Проблемы калининградского предприятия могут вынудить его владельцев продать актив, и это, в свою очередь, может помешать планам самарской группы по реализации
Неудивительно, что заместитель директора аналитического агентства «Автостат» (Тольятти) Сергей Удалов считает, что АвтоВАЗ нарочно выдерживает паузу в переговорах с СОКом. Ведь это время можно использовать для окончательного формирования модельной стратегии, а также выиграть большую
Напомним, в 2006 году бывшие генеральный директор АвтоВАЗа Игорь Есиповский и председатель совета директоров Владимир Артяков (ныне – губернатор Самарской области) объявили настоящую войну ставленникам самарской группы, получившим ряд ключевых постов в структурах тольяттинского автогиганта, контролировавших сбыт продукции и поставки материалов и комплектующих на завод. По некоторым данным, после кадровой чистки свои кресла оставили до нескольких сотен менеджеров среднего и высшего звена, многие из которых считались «людьми СОКа». Следующим этапом выдавливания самарской группы из автомобильного бизнеса стало сворачивание автосборочных проектов. Летом 2006 года была законсервирована сызранская
По его мнению, ижевская площадка гораздо привлекательнее для тольяттинского автогиганта, чем «Автотор». Столица Удмуртии территориально ближе к Тольятти, там мощнее производственная база, есть опыт сборки вазовских автомобилей, а проектная мощность рассчитана на 350 тыс. автомобилей в год. Поэтому, считает Васильев, в данном случае калининградский завод может быть лишь дополнительным козырем, нужным только для того, чтобы сбить цену
Тем не менее, несмотря на выжидательную позицию, АвтоВАЗ нуждается в дополнительных сборочных мощностях. Ему нужно
Таким образом, продажа ижевского завода АвтоВАЗу, скорее всего, произойдет. Вопрос лишь в том, на какую сумму может рассчитывать группа СОК. Торг начался еще в 2006 году с суммы 250−300 млн долларов. Зимой 2008−го она выросла до 500 млн долларов, а некоторые наблюдатели называли и вдвое большую сумму. Однако АвтоВАЗ явно не намерен раскошеливаться и будет пытаться снизить стоимость