Организацию разоряют, нас переводят в какие-то ООО, - сообщали звонившие. Все эти разговоры начались после акционирования предприятия и назначения новым руководителем ИПОПАТ бывшего заместителя министра имущественных отношений Дмитрия Пивоша. Последнего источники «Д» называют не иначе как племянником премьера Удмуртии Юрия Питкевича.
Официальные лица до настоящего времени, когда речь заходит о судьбе транспортных предприятий, предпочитают все отрицать, говоря, что акционирование - это еще не продажа в частные руки. Тему появления на производственной площадке ИПОПАТ загадочных обществ с ограниченной ответственностью власти предпочитали не педалировать.
Выяснять происхождение ООО, в штат которых в одночасье были переведены бывшие сотрудники ИПОПАТ, мы начали с сайта раскрытия информации
www.emitent.udm.ru , где ОАО «ИПОПАТ» опубликовало списки своих аффилированных лиц. Из обнародованных на сайте данных следовало, что в конце прошлого года в составе организаций, в уставных капиталах которых участвует ОАО «ИПОПАТ», появились три общества с ограниченной ответственностью: ООО «ИПОПАТ-Юг», ООО «ИПОПАТ-Север» и ООО «Удмуртский автотехнический центр».
Пресс-секретарь предприятия Наталья Кузнецова пообещала оперативно ответить на любой письменный запрос редакции. И, действительно, на другой же день ответ ИПОПАТ был получен. Руководитель предприятия Дмитрий Пивош подтвердил факт учредительства ОАО «ИПОПАТ» во всех трех перечисленных выше обществах с ограниченной ответственностью. Доля участия ИПОПАТ в уставных капиталах этих ООО составляет 99 процентов. Кроме того, символическими долями в 1 процент владеет «Удмуртавтотранс». Как пояснили нам через пресс-службу, учредительством ООО «ИПОПАТ-Юг», ООО «ИПОПАТ-Север» акционерное общество занялось «в целях повышения эффективности хозяйственной деятельности на пригородных и междугородных пассажирских перевозках». Руководство предприятия полагает, что таким образом удастся «повысить скорость реагирования на изменения спроса на рынке и сократить издержки».
Возникновение ООО «Удмуртский автотехнический центр» (УАТЦ) объясняется близкими причинами. По мнению г-на Пивоша, таким образом будут «снижены расходы ОАО «ИПОПАТ» на ремонт и техническое обслуживание подвижного состава». Кроме того, создание ООО «УАТЦ» преследовало целью «повышение качества ремонта и обслуживания автобусов», поскольку, по информации ОАО «ИПОПАТ», акционерное общество заключило с ООО «УАТЦ» договор, предусматривающий гарантийные обязательства по проведенным ремонтным работам.
Почему повысить эффективность работы ИПОПАТ было невозможно в рамках прежней организационно-правовой формы, из ответа руководства предприятия понять сложно. Приученные не слишком доверять начальству люди видят в происходящих переменах угрозу стабильности. Тем более что самый яркий пример, когда на «теле» большого предприятия начинают создаваться различные ООО, которые потом становятся основными держателями активов материнской компании, все еще свеж. Для работников бывшего Ижевского автозавода это вылилось в массовое увольнение. А для казны – в приватизацию собственности без проведения предусмотренных законом приватизационных процедур.
Сегодня в системе ИПОПАТ трудятся свыше двух тысяч человек, обеспечивающих работу общественного транспорта столицы Удмуртии. При реорганизации и создании ООО многие из них неизбежно потеряют работу, а попав в руки частникам, рискуют расстаться с привычными социальными пакетами. Платить за любую реформу всегда приходится людям. С 1 апреля десятки тысяч ижевчан, пользующихся общественным транспортом, уже внесли свою лепту в «снижение издержек и повышение эффективности», заплатив дополнительный рубль за одну поездку.