В четверг на прошлой неделе на коллегии Министерства культуры УР речь шла об активизации работы в отрасли по созданию автономных учреждений культуры (АУК).

 

Как сообщили собравшимся на коллегию руководителям республиканских творческих организаций и учреждений культуры сотрудники министерства, исполнять федеральный закон № 174-ФЗ от 3 ноября 2006 года «Об автономных учреждениях» работникам культуры Удмуртии тоже придется.

Как можно было понять из выступления начальника юротдела министерства, по вертикали исполнительной власти прошел жесткий сигнал, что отсидеться на местах никому не удастся, что на дорожку самоокупаемости, пусть нехотя, выведут всех.

Причем, судя по перечню учреждений, тип которых правительство УР предлагает изменить с государственного на автономное, это коснется не только (и даже не столько) культуры, но и спорта, службы занятости, сферы природопользования, начального профобразования и СМИ. Так, в названном перечне поименованы газеты «Известия УР», «Удмуртская правда» и еще девять газет и журналов, существующих пока еще на «шее» бюджета.

Суть предпринимаемых федеральным центром усилий по созданию автономных учреждений – облегчить бремя бюджетных расходов, уйти от затрат, повысить эффективность деятельности.

В культуре УР первыми кандидатами на автономию стоят ансамбль песни и танца «Танок», Центр передвижных учреждений культуры и филармония. Затем к ним прибавятся  Музейно-выставочный центр «Калашников» и Национальная библиотека УР.

Русским языком говоря, творческим коллективам предлагается «уйти в свободное плавание», распоряжаться своим имуществом, выгодно продавать свои услуги, таланты и произведения. Но такая свобода, естественно, сопряжена с риском – а будет ли востребован на рынке твой талант, сможет ли организация (оркестр, музей) окупить свои расходы, получить прибыль? А финансовая самостоятельность чревата налоговой ответственностью.

На самом деле переход от бюджетной зависимости к автономии в сфере культуры сопряжен с весьма непростыми процедурами, ведь руководителям творческих организаций и учреждений культуры теперь придется доказать государству, что одно посещение библиотеки или выездной концерт должно быть профинансировано из бюджета вот такой конкретной суммой. То есть автономное учреждение получит бюджетное финансирование (50:50) только при условии, что будет сформирован «госзаказ» - на концертную деятельность, на обслуживание читателей, зрителей и т.д.

А всё, что АУКу удастся заработать сверх того, это уже его прибыль.

На коллегии выступил художественный руководитель ансамбля «Танок» Федор Иванов, лидер «автономизации» среди республиканских учреждений культуры. Он сказал, в частности, что за все 18 лет своего существования коллектив никогда не жил только на средства бюджета, но всегда сам зарабатывал и поэтому фактически уже готов стать «автономным». Ансамблю не угрожают пустые залы, его знают и любят в республике и за её пределами. Творческий рост и работа над исполнительским мастерством – вот залог экономической эффективности, считает Федор Иванов.

По всей видимости, серьезные проблемы в связи с переходом на «автономность» начнутся для тех, кто сидел на «бюджетной игле». Кроме того, не исключено, что этот процесс спровоцирует значительный рост стоимости входной платы и театрально-концертных билетов для публики. Ведь последними в «пищевой цепочке» стоим мы, потребители. И если нам будет не по карману пойти на концерт, то мы останемся дома смотреть телик. Совершенно автономно.