Итоги очередного рейтинга влиятельности российских финансистов журнала «Профиль» показывают, что законы биологии отличны от законов финансового мира. Несмотря на изменение «погодных условий» на рынке, «динозавры» тут по-прежнему в цене.

 

Авторы: Ян Арт, Юлия Уханова

 

Мы уже констатировали, что «вес» тех или иных финансовых персон напрямую зависит от объема и успешности бизнеса. И посему на Олимпе рейтинговой таблицы по-прежнему банкиры, возглавляющие самые мощные в стране кредитные учреждения.

 

Олимп и Олимпиада

 

            Первое место по традиции осталось за Андреем Костиным, президентом и председателем правления ВТБ. Количественные показатели этого банка в ближайшей перспективе заметно прирастут: Костин заявил недавно, что в этом году окончательно завершится интеграция ВТБ и ВТБ Северо-Запад (бывший Промсвязьбанк). Банк планирует также подкачать мускулы своих «дочек» в Казахстане и Украине.

Однако успешный имидж ВТБ в последние месяцы несколько подпортило падение акций банка на бирже, вследствие которого народное IPO обернулось народным же разочарованием. Впрочем, Костин поспешил успокоить армию своих новоиспеченных акционеров, заявив, что падение акций банка вызвано не его работой, а лишь неблагоприятной конъюнктурой на мировом рынке. На самом-то деле, по словам шефа ВТБ, финансовые показатели банка «достаточно хорошие и будут еще лучше», тем паче, что он не «завязан» с американским рынком. Костин посоветовал разочарованным гражданам не сбрасывать акции за бесценок, а рассчитывать на среднесрочную и долгосрочную перспективу. И даже напомнил, что акции вообще можно передавать по наследству. Последнее, впрочем, едва ли взбодрит акционеров: в новейшей истории России весь «наследный опыт» сводится к сталинским облигациям, гасить которые стали лишь 30 лет спустя. Есть в последних заявлениях шефа ВТБ и некоторые противоречия. Например, слова о том, что ВТБ никак не «завязан» с американским рынком, несколько диссонансом звучат по отношению к другому заявлению Костина – о том, что в этом году банк планирует занять на международных рынках капитала еще около $5 млрд. Тут уж хотелось бы услышать о планах банка что-то одно - либо замуж выйти, либо невинность соблюсти.

            Шеф другого «динозавра» продолжает набирать очки. Ныне глава Сбербанка Герман Греф занимает в рейтинге российских финансистов 2-е место.

В начале года Греф завершил формировать новую управляющую команду Сбера, соединив в этой упряжке своих бывших сослуживцев по Минэкономразавитию и когорту молодых финансистов западной выучки. Одновременно он дал домашнее задание руководителям территориальных подразделений банка - сочинение на тему «Каким я вижу Сбербанк в 2013 году». В итоге, как заявил сам Греф, собрано более 1300 предложений по совершенствованию работы банка. На их основе предполагается создать пятилетнюю стратегию развития Сбербанка. Озвучены некоторые пункты будущих реформ – единый колл-центр от Москвы до самых до окраин, интернет-банкинг, интернет-трейдинг, собственные ПИФы и ОФБУ и т.д. и т.п. По словам Грефа, он намерен превратить Сбер в «достаточно гибкого рыночного игрока и снять с него штамп консервативной структуры». Благое дело, но и тут впечатление несколько подпорчено. Ваять новую стратегию сбербанковские мыслители намерены до ноября нынешнего года. Может оно и правильно: при таких-то размерах куда торопиться? И критиковать их за медлительность, наверное, не стоит. Обещан ведь «гибкий игрок», а не «быстрый». Но тут почему-то вспоминается старый анекдот про черепаху: «…а будете ругаться, так я вообще никуда не пойду!».

Кстати, о черепахах. Владимир Дмитриев, глава ВЭБа, сместился с 3-й на 4-ю строчку рейтинга. Возможно, причина тоже в неторопливости свершений. Сегодня одна из главных общественных претензий к ВЭБу лежит в сфере крайне неэффективного управления пенсионными средствами (в позапрошлом году их доходность составила чуть более 5% годовых). Справедливости ради стоит напомнить, что ВЭБ связан по рукам и ногам всевозможными инвестиционными ограничениями. Однако это едва ли утешает будущих пенсионеров. И вот наконец недавно Дмитриев заявил, что правительство России может разрешить ВЭБу переводить часть пенсионных средств на долгосрочные депозиты коммерческих банков. Правда, срок сего свершения сопоставим со «сберовским» - до конца года. Да и вообще, еще неизвестно, как прореагируют сами коммерческие банки на эту «милость». Во всяком случае, апрельские аукционы по размещению на депозитах бюджетных средств ожидаемого оптимизма не вызвали.

            Равно как и участие банков в олимпийском движении. Костин, например, откровенно заявил, что прозрачность тендеров по размещению в банках средств «Олимпстроя» вызывает у него большой вопрос. Зато ими вполне остался доволен президент Альфа-банка Петр Авен, который поднялся в нашем рейтинге на 3-е место. Авен вообще продолжает источать оптимизм, в частности, недавно он заявил, что пресловутый кризис ликвидности для российских банков скорее потенциальная, чем реальная угроза и что многие лишь извлекут из него пользу: «Эта ситуация - шанс увеличить свое присутствие на рынке».

 

Время менеджеров

 

Персональные же акценты рынка продолжают меняться. В минувшем квартале TOP-20 российских финансистов покинул последний олигарх – Михаил Фридман, оставивший кресло председателя совета директоров «Альфы». Теперь в этом списке исключительно управленцы. «Время владельцев уходит, наступает время менеджеров», - так прокомментировал один из наших экспертов.

Вернулась в TOP-20 влиятельных финансистов одна из наиболее известных банковских менеджеров России Алла Алешкина – бывший зампредправления Сбербанка, а ныне президент и предправления Связь-банка (13-е место). Кроме нее, прекрасную половину отечественного банкинга в рейтинге представляет Татьяна Парамонова, член Национального банковского совета и одновременно советник председателя совета директоров ТрансКредитбанка (12-е место).

Укрепились рейтинговые позиции шефа Газпромбанка Андрея Акимова (5-е место), председателя совета директоров МДМ-банка Олега Вьюгина (поднялся с 8-го на 6-е место), предправления Росбанка Александра Попова (с 12-го на 11-е место), президента ВТБ24 Михаила Задорнова (с 17-го на 15-е место) и президента «Хоум Кредита» Евгения Бернштама (поднялся с 19-й на 18-ю строчку).

В числе «середняков» рейтинга влиятельности можно отметить три персоны –председателя совета директоров «УралСиба» Николая Цветкова (8-е место), президента Бинбанка Михаила Шишханова (9-е место) и президента «Еврофинанс-Моснарбанка» Владимира Столяренко (16-е место). Их рейтинговые позиции практически не претерпели изменений.

Аутсайдеры нынешнего рейтинга – председатель правления МДМ-банка Мишель Перинен (занял 17-ю строчку против 14-й в прошлом рейтинге) и глава «Русского стандарта Рустем Тарико (19-я строчка против 18-й). Эксперты полагают, что Перинен вскоре может покинуть список самых влиятельных российских финансистов. Как он сам напомнил прессе в феврале, в этом году срок его контракта с банком истекает и 64-летний французский финансист (в России Перинен проработал 15 лет) намерен сполна насладиться рыбалкой. Но вполне возможно, что, несмотря на уход Перинена, иностранцы все же будут представлены в рейтинге самых влиятельных российских финансистов. В частности, пока еще не попадают в TOP-20, но существенно «набирают очки» шеф Райффайзенбанка Йохан Йонах («Райффайзен» успешно «переварил» Импэксбанк) и руководитель инвестиционного фонда Aurora Russia Limited Джеймс Кук (в последнее время Aurora увеличивает свое присутствие в ряде российских финансовых бизнесов).

20-ю строчку в рейтинге по-прежнему занимает президент Московской международной валютной ассоциации Алексей Мамонтов. Оставаясь верным себе, Мамонтов недавно заявил, что действия российского правительства в отношении банковской системы несимметричны и что оно создает «неконкурентные преимущества» для крупных банков и «ориентируется» только на них.

Тенденция последних месяцев – эксперты отмечают снижение авторитета банковских «профсоюзов». Президент Ассоциации российских банков (АРБ) Гарегин Тосунян, осенью поднявшийся на 5-ю строчку TOP-20, ныне занял 7-е место. Несколько сдал позиции и шеф Ассоциации региональных банков «Россия» Анатолий Аксаков (14-е место), который хоть и победил в борьбе за думский мандат, но все же освободил место заместителя председателя банковского комитета Думы. Оценивая новинки в «портфелях» банковских ассоциаций, эксперты отмечают две довольно близкие идеи: Тосунян заявил о необходимости развивать микрофинансирование, а Аксаков намерен способствовать развитию кредитной кооперации.

На этом, впрочем, сходство заканчивается, В более существенном вопросе банковские  президенты существенно разошлись. Недавно Анатолий Аксаков заявил, что подготовленный Центробанком России проект указания «О порядке отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций при установлении существенной недостоверности отчетных данных» (этот документ существенно расширяет права ЦБ на отзыв лицензий) вызывает много вопросов. Гарегин Тосунян, в свою очередь, считает, что все ОК и «законопослушным кредитным организациям» опасаться нечего.

 

Кто главный?

 

На вопросе кому кого «не пущать» расходятся и позиции чиновников. Аредседатель Центробанка Сергей Игнатьев (2-е место в TOP-10 влиятельных чиновников-финансистов) не хочет ни с кем делиться правом на отзыв лицензий. Он выступил против идеи присоединить к этому процессу Федеральную службу по финансовому мониторингу (ФСФМ). Напомним, что в марте в Думу внесен законопроект, наделяющий Росфинмониторинг правом самостоятельно требовать отзыва или аннулирования банковских лицензий. По мнению Игнатьева, участие ФСФМ в процедурах отзыва лицензии может занять 5-6 месяцев, а это слишком долго. Тут, судя по всему, вступает в действие особая чиновничья логика в восприятии времени. Потому что иначе никак не объяснить, почему решение об инвестициях ВЭБа можно растянуть почти на год, а вот решение об отзыве банковской лицензии должно приниматься мгновенно. Что позволено Юпитеру, не позволено быку?

Впрочем, другой довод Игнатьева выглядит более убедительно: участие Росфинмониторинга в процедурах отзыва лицензий поставит ЦБ в зависимость от ФСФМ – в нарушение принципа независимости банковского регулятора от органов исполнительной власти.

            Шеф ФСФМ Олег Марков (8-я строчка чиновничьего рейтинга) публичными высказываниями на сей счет в последнее время не отметился.

            В целом «доска» почета» самых влиятельных финансовых чиновников осталась без изменений. На 1-м месте по-прежнему министр финансов Алексей Кудрин, однако его рейтинг в абсолютных показателях продолжает плавно снижаться. Эксперты отметили, что с уходом Грефа свято место пусто не осталось и место главного оппонента идеолога финансовой стабилизации в последнее время смело заняла новый министр экономического развития Эльмира Набиуллина.

            Заместители Игнатьева по ЦБ Алексей Улюкаев, Геннадий Меликьян, Виктор Мельников и Георгий Лунтовский заняли соответственно 3-е, 4-е, 6-е и 7-е места, а меж ними уверенно вклинился руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам Владимир Миловидов, поднявшийся с 7-й на 5-ю позицию рейтинга. 9-е место по-прежнему занимает генеральный директор Агентства по страхованию вкладов Александр Турбанов, а глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко закрепился на 10-й позиции.

 

 

Таблица 1. Рейтинг влиятельности российских финансистов

 

 

Персона

Должность

Итоговый балл

Успехи в бизнесе

Влияние на финансовые процессы в стране

Агрессивность проводимой политики

Поддержка со стороны госструктур

Знание узкопрофессиональных вопросов

Взаимодействие со СМИ

Известность в зарубежных деловых кругах

1

Андрей Костин

Президент-председатель правления ВТБ

4,321

4,549 (1)

4,162 (2)

4,389 (1)

4,657 (1)

4,690 (2)

3,205 (14)

4,187 (5)

2

Герман Греф

Президент, председатель правления Сбербанка

3,898

3,216 (14)

4,289 (1)

3,800 (2)

4,465 (2)

3,186 (19)

3,306 (9)

4,752 (1)

3

Петр Авен

Президент Альфа-банка

3,757

3,943 (4)

3,604 (5)

3,697 (5)

3,521 (9)

4,185 (5)

3,657 (5)

3,900 (7)

4

Владимир Дмитриев

Председатель Внешэкономбанка

3,740

3,189 (15)

3,872 (3)

3,478 (7)

4,200 (4)

3,803 (11)

3,405 (6)

4,194 (3-4)

5

Андрей Акимов

Председатель правления Газпромбанка

3,658

4,100 (2)

3,705 (4)

3,345 (12)

4,297 (3)

3,790 (13)

2,342 (20)

2,900 (18)

6

Олег Вьюгин

Председатель совета директоров МДМ-Банка

3,607

3,337 (11)

3,286 (10)

3,397 (10)

3,700 (6)

4,446 (3)

3,334 (8)

4,245 (2)

7

Гарегин Тосунян

Президент АРБ

3,602

3,893 (5)

3,105 (15)

3,412 (9)

3,476 (10)

Комментарии (0)