«Как пройти в «Капитал»? – самый популярный вопрос на «пятачке» между улицами Красной, Горького и Ленина. Всё неработающее население города Ижевска ломится в одни двери, чтобы получить полис обязательного медицинского страхования.

А неработающее население – это пенсионеры, дети, студенты, домохозяйки (в том числе и мамы, сидящие с детьми), безработные, бомжи… По оценке ижевской мэрии, у нас таких 276 366 человек, или немного меньше половины от общей численности населения. А полис нужен для того, чтобы попасть на приём к стоматологу, терапевту, чтобы сдать анализы, пройти медкомиссию. Короче, нужен позарез.
Кстати говоря, вовсе не «Капитал» уже выдает полисы неработающему населению, а страховая компания «Росгосстрах-Медицина», точнее, её ижевский филиал, хотя указатель висит старый – «Страховая компания «Капитал». А головной офис компании находится в Москве, ул. Б. Ордынка, 40.
Что творится в страховой компании, это надо видеть. Очередь люди занимают с ночи, стоят часами. Когда там побывал наш фотокорреспондент, очередь достигала порядка 500 человек. Говорят, старушки даже подрались. Давно Ижевск не знал таких отчаянно длинных, мучительных и страстных очередей. Да вообще очереди как-то уходят в прошлое. Остались две «вечные» - в ГАИ на регистрацию и в ОВИР на выдачу иностранных паспортов. И вот теперь эта, новая.
В чём дело? Почему такие страсти разгорелись из-за пустяковой процедуры – выдачи человеку полиса обязательного медицинского страхования?
Как мне пояснил главный специалист Минздрава УР Вадим Сандуляк, во вторник, 27 мая, специалисты министерства провели проверку выполнения страховой компанией условий госконтракта, который был заключен по итогам конкурса, состоявшегося 4 марта этого года, с компанией «Росгосстрах-Медицина». Согласно этим условиям, компания, выигравшая конкурс, взяла на себя обязательства открыть 158 пунктов выдачи полисов. К контракту приложен перечень этих пунктов, снабженных указанием мест их дислокации и времени работы. Однако проверка показала, что ни один из указанных в контракте пунктов (кроме единственного, на Красной, 130) не существует. По результатам проверки будет оформлен акт на страховщика, нарушившего условия госконтракта, могут быть наложены штрафные санкции. Кроме того, есть сведения, что не все списки неработающего населения переданы в страховую компанию, что также создает определенные трудности. Старые полисы действуют до 1 июля, то есть по 30 июня включительно по ним можно получать услуги в лечебных учреждениях.
Информацию об открытии дополнительных пунктов выдачи полисов страховщик, согласно тому же госконтракту, обязан довести через средства массовой информации до населения.
К этому остается добавить, что сумма контракта составила 24 млн 59 тыс. 915 рублей 72 копейки. Если разделить её на количество застрахованных (276 366 чел.), то получится по 87 рублей «на нос». Как-то уж совсем по-нищенски. Если для застрахованного лица полис - это гарантия получения бесплатного обслуживания в лечебном учреждении (и то не по любому из видов предоставляемых больницей услуг, а только тех, что включены в Перечень услуг, подлежащих государственным гарантиям), то компания-страховщик должна будет оплатить лечебному учреждению по факту обслуживания медиками неработающего населения. Страховой принцип состоит в том, что кто-то будет обращаться в больницы часто, а кто-то ни разу не воспользуется данным ему правом. Так что узнать, сколько реально из суммы контракта уйдет в больницы, мы, скорее всего, никогда не сможем.
По телефонам ижевского филиала «Росгосстрах-Медицины» задать вопросы не удалось – трубку никто не брал.

Как заявил вчера, 29 мая, исполнительный директор Удмуртского территориального фонда обязательного медстрахования Сергей Шадрин: мы знаем об этой ситуации. Продлить полисы мы не можем, однако было принято решение, что оплата по старым полисам будет осуществляться до 1 июля текущего года».
По словам Шадрина, все медучреждения информированы об этом и не имеют права отказывать гражданам. «В случае отказа людям следует обращаться в страховую компанию или к нам. Мы разберемся», - пообещал он.
Как заявил исполнительный директор Удмуртского территориального фонда обязательного медстрахования, виновата в сложившийся ситуации страховая компания – «Росгосстрах - Медицина». Они должны были открыть необходимое количество пунктов для обмена полисов. По его словам, накануне состоялось заседание, посвященное этому вопросу, и страховщик пообещал в ближайшее время открыть пункты.