Депутаты Удмуртии, собравшиеся во вторник, 24 июня, на сессию Госсовета УР, в том числе и для того, чтобы заслушать информацию исполнительной власти о ситуации в АПК, даже глазами не встретились с теми, кого предполагалось защитить от диктата монополистов-переработчиков.

Избежать ненужных контактов парламентариям помогли руководители профсоюзов и особенности архитектурного устройства здания Госсовета Удмуртии. Сессии республиканского парламента традиционно начинаются в 10 часов утра, а большинство депутатов подъезжают на заседание за пять-десять минут до начала. Заявленный рескомом профсоюза митинг работников АПК начался в 9 утра, принять в нем участие из районов приехало около 500 человек, а уже через сорок минут председатель рескома Евгений Орлов объявил акцию протеста закрытой. Как позже выяснилось, до такой степени он мог бы и не страховаться. Все время, пока звучали речи выступающих, с заднего (обычно закрытого) входа в здание Госсовета УР был налажен нормальный проход для участников сессии. Об этом дополнительном проходе в здание, видимо, знали не все приглашенные, но, например, президент Удмуртии Александр Волков знал. И воспользовался.

В это время выступающие на митинге из числа руководителей хозяйств почти в один голос говорили, что до Москвы нам, наверное, не достучаться, но реальной помощи от республиканских властей все-таки ждали. Среди требований к президенту и Госсовету УР в резолюцию митинга вошли пункты: о принятии неотложных мер по восстановлению экономически необходимой закупочной стоимости молока от производителей; целевой поддержке АПК для своевременной уборки урожая, заготовки кормов и компенсации потерь от снижения закупочной цены на молоко. Кроме того, крестьяне требуют принять необходимые нормативные акты для приведения стоимости на ГСМ в Удмуртии к средней цене по Приволжскому федеральному округу и наказать виновных в необоснованном снижении закупочных цен на молоко.

Все руководители хозяйств, с кем удалось пообщаться, говорят, что каждый месяц вынуждены выплачивать банкам более 300 тыс. рублей за взятые перед началом весенне-полевых работ кредиты. Для обеспечения расчетов с банками сегодня у них уходит значительная часть выручки.  

«Прошли двое выборов, перед выборами было много обещаний, мы выбрали нашего президента, нашу Госдуму, я сам член «Единой России», - говорит директор СПК «Кистымский» Фарит Касимов, - теперь ждем какие-то итоги, потому что наши работники, пенсионеры говорят - вы нас агитировали, и что нам теперь делать!? Я не знаю, что им отвечать».

Иван Васильевич, председатель СПК «Заветы Ильича», говорит еще резче: «Нас, селян, заставляют писать те цифры, которые нужны руководству. На сегодняшний день я не могу получить даже субсидии, которые нам дали. Почему? Потому что я не согласен с теми цифрами, которые нам доводят. Им нужны только цифры, прииски, приписки, приписки…» На вопрос, почему об этом никто ничего не сказал в выступлениях, председатель колхоза отвечает лаконично: «Если что-то хочешь завалить - поручи профсоюзам».