Во вторник, 24 июня, в актовом зале Городской думы г.Ижевска прошел семинар-совещание по вопросам реализации федерального закона № 185 «О фонде содействия реформированию ЖКХ». Первые итоги участия Удмуртии и Ижевска в федеральной программе капремонта жилого фонда, о которых доложили чиновники, произвели на участников совещания гнетущее впечатление.

фото Напомним, что на срочном проведении слушаний по этой теме настоял на прошлой сессии Гордумы ряд депутатов, озабоченных тем, что Ижевск в 2008 году может не получить федеральных денег на капремонт жилых домов. Кроме полутора десятка депутатов, в совещании приняли участие сотрудники городской администрации и правительства республики, представители управляющий компаний, Ассоциации собственников жилья и общественного движения «Домовые комитеты Ижевска».
Первым с докладом выступил начальник Управления ЖКХ г.Ижевска Иван Маринин, сообщивший, что из трех с половиной тысяч многоквартирных домов Ижевска четверть (около 900 домов) уже выработала нормативный срок эксплуатации, 640 домов имеют 70% износ. Лишь 15% жилого фонда составляют новые дома. Всего на капремонт жилого фонда города требуется 6 миллиардов 300 миллионов рублей. Из них на ремонт кровель – 14%, на сантехнические работы – 41%, на общестроительные – 40%, на электромонтажные – 5%. Все 12 общих условий для участия субъекта федерации в федеральной программе, установленных 185-м законом, в Ижевске по критериям на 2008 год имеют место: например, норма ТСЖ в 2008 году должна быть не менее 5% - у нас она 6% (если в придачу к 178 ТСЖ учесть еще 30 жилищно-строительных кооперативов). Хуже, сообщил Иван Маринин, обстоит дело с оформлением заявок на участие в программе от конкретных домов. В настоящий момент подготовлено и отвезено в Москву заявок всего на… 55 домов. Основную вину за этот мизерный результат чиновник возложил на жителей, не желающих выполнить условие о софинансировании капремонта в объеме не менее 5%.
Против такой трактовки выступил депутат Гордумы Андрей Коновал. «В течение марта-первой половины мая к нам, в Совет домовых комитетов, - сказал он, - обратились за консультацией жители более 500 домов, и у нас создалось впечатление, что людей просто отфутболивают. Дошло до того, что у одного из домов документы завернули на том основании, что собственники помещений приняли решение участвовать в 5-процентном софинансировании не регулярными платежами, а единоразовой выплатой всей суммы!.. Ни муниципалитет, ни республиканские власти в течение этого года не выполнили своих обязанностей по информированию населения, не разработали и не издали соответствующих методических материалов». Депутата поддержала представитель одной их управляющих компаний Зинаида Щербинина. По ее словам, управляющая организация вместе с жителями трижды переделывала документы на заявку – каждый раз в соответствии с новыми рекомендациями сотрудников Управления ЖКХ. «Мы и сами не знали всех нюансов, - признался в ответ на это Иван Маринин, - дважды возили заявку в Москву». Правда, каким образом более 20 регионов страны, в отличие от Удмуртии, уже в начале года успешно прошли эту процедуру, из этого объяснения понятнее не стало.
Слово взял замминистра строительства и жилищной политики УР Владимир Тюриков. Из его доклада стало известно, что общий лимит средств Фонда на Удмуртию составляет 2,4 млрд руб. до 1 января 2012 г. Из них 1,44 млрд руб. (60%) – на капремонт, остальные - на решение проблемы ветхого жилья. Постановлением Правительства УР №109 от 19 мая 2008 г.
на капремонт в Ижевске определен из этих «потенциальных» сумм лимит в 595 млн рублей. Участие республики в софинансировании составит 195 млн руб., а ижевского муниципалитета – 88 млн. В 2008 году предполагается финансирование программы лишь на 253 млн рублей. Из федерального бюджета на эти цели будет направлено 161,4 млн руб., из республиканского – 52,9 млн, из муниципальных – 23,8 млн. Собственники жилья затратят около 15 млн рублей. В Ижевске будет отремонтировано 55 домов, в Глазове - 39, в Сарапуле – 73. Сейчас готовятся заявки от других населенных пунктов республики.
Депутатов Александра Пестерева и Альфреда Зиннатулина заинтересовало – как быть, если потребность Ижевска в кап-
ремонте жилья составляет более 6 млрд руб., а выделено будет из всех бюджетов чуть ли не в 10 раз меньше. Иван Маринин отвечал, что, с его точки зрения, целью 185-го закона является не стопроцентный ремонт, а запуск процесса самофинансирования населением капремонта своих домов. Владимир Тюриков процитировал слова министра регионального развития Дмитрия Козака, который на одном из последних совещаний честно сказал, что 240 млрд руб. Фонда на всех все равно не хватит, и средства получат те, кто успеет. Лимиты тех регионов, которые в течение трех лет не смогут освоить средства, будут разделены между другими субъектами Федерации. Депутат Коновал выразил мнение, что, судя по темпам, Удмуртия как раз и окажется в числе аутсайдеров. Те дома, которые не включены в заявки, считает Андрей Коновал, в 2008 году уже точно не будут отремонтированы, поскольку ни в республиканский, ни в городской бюджеты средства на софинансирование программы не заложены и вряд ли будут, поскольку даже на мероприятия, связанные с празднованием 450-летия вхождения Удмуртии в Россию, городские и республиканские власти в настоящий момент уже берут миллиардные кредиты, которые подводят бюджеты к критическому состоянию.
«Эти-то средства успеть бы освоить, - сказал ведущий совещание глава ижевского муниципалитета Виктор Балакин, - там ведь предполагается жесткий контроль со стороны федералов за их расходованием». После этих слов невольно возникло ощущение, что неспособность городских властей честно и быстро освоить федеральные деньги по целевому назначению заставляет их «тормозить» реализацию 185-го закона.
Депутат Сурнин задал вопрос о критериях отбора домов для участия в программе. К удивлению многих присутствующих, выяснилось, что, помимо требований федерального закона, уже упоминавшимся постановлением правительства Удмуртии №109 введен еще ряд критериев отбора. Так, в частности, предпочтение будет отдаваться тем домам, жители которых создадут ТСЖ и проголосуют за большую сумму своего софинансирования (более 5 %). «Те дома, которые хотят заключить договоры управления с муниципальным учреждением ГЖУ г.Ижевска, будут теперь создавать ТСЖ, с которым уже и будет заключаться договор», - сообщил Иван Маринин. «Я не понял, - отреагировал на эту новость Андрей Коновал, - то есть вы даете указание ГЖУ отказываться от заключения «прямых» договоров управления с жителями, пока они не создадут ТСЖ. Это неформальная установка или есть какой-то документ за вашей подписью?» Маринин счел за лучшее смягчить позицию. «Никакого документа на этот счет нет, это только наша рекомендация жителям», - сказал он.
«Владимир Васильевич, - обратился к замминистра Тюрикову депутат Коновал, - вчера на заседании президиума на вопрос председателя правительства Юрия Питкевича, почему Ижевск так неэффективно участвует в федеральной программе, вы в присутствии СМИ обвинили в этом депутатов Гордумы, которые, по вашим словам, препятствуют созданию ТСЖ. По закону участвовать в федеральной программе имеют право и те дома, которые выбрали способ управления управляющей компанией. Так при чем тут вообще ТСЖ и депутаты – можете сейчас нам ответить?» «Снова всю вину на депутатов решили переложить?! Опять все виноваты – жители, депутаты, только не чиновники!» - эмоционально поддержал коллегу депутат Василий Шаталов. «Я не только про депутатов говорил, но и про инертность жителей, и про позицию городской администрации», - начал оправдываться представитель Минстроя. «Давайте не про это сейчас говорить», - попытался прийти на выручку Тюрикову председательствующий. «Я удовлетворен ответом Владимира Васильевича, - поставил точку Андрей Коновал, - что виноваты не депутаты, а администрация города».
Виктор Балакин все же попытался придать окончанию совещания некоторую радужность. «Вот мы обсудили реализацию 185-го закона в Ижевске, - сказал Виктор Васильевич. – Как она идет – коряво, не коряво?… Ясно, что штанишек мы еще не порвали, широко пока не шагнули. Но главное - начало положено…» «Мы должны не успокаивать себя, а принимать срочные меры, – не согласился с таким выводом депутат Коновал, - в частности, наладить полноценную и честную работу с жителями, издать методические брошюры, может, даже создать информационно-консультационный центр, чтобы все вопросы решать оперативно, а не путем трехмесячной переписки чиновников с населением». Виктор Балакин в необходимости создания усомнился, но в отношении методических материалов высказался положительно, после чего закрыл совещание.