За долгие 11 лет, пока в Удмуртии строился республиканский онкологический центр, в стране успело смениться три президента, лишь Александр Волков все это время продолжал олицетворять стабильность и строить в свое удовольствие: резиденции, цирки, зоопарки и дома дружбы. Но и такой стабильности когда-то приходит конец. Во вторник, 1 июля, на окраине Ижевска по адресу: ул. Труда, 3 состоялось торжественное открытие последнего пятого корпуса ГУЗ «Республиканский клинический онкологический диспансер». 

Таким образом, на этой неделе завершился заключительный этап сдачи онкоцентра. Его общая площадь составляет 26 600 кв. метров, медучреждение может принять 330 больных, двухместные палаты, по словам официальных лиц, оснащены всеми удобствами. Всего на строительство центра было потрачено 715 млн рублей. Из них 300  миллионов из федерального бюджета, 415 - из республиканского. Собравшиеся на крыльце онкоцентра по случаю торжественного открытия спорили, в ценах какого года составлены сметы. Обсуждавшим тему казалось, что сумма небольшая. Другие вдруг припомнили, что «коробки» зданий были построены еще 10 лет назад, но строители, принимавшие участие в стройке, теперь затруднялись точно ответить, в какой стадии строительства находился объект. «Когда мы пришли, стены уже были», - вспоминал представитель УССТ №8, его принадлежность к ведомству руководителя фракции «единороссов» в Госсовете Удмуртии Алексея Прасолова выдавала фирменная футболка.

Тем временем с крыльца онкоцентра начали произносить торжественные речи о том, сколько средств затрачено и как важно республике здоровье жителей.

«За последние два года для онкологического центра было приобретено более 190 единиц медтехники на общую сумму 87 млн рублей. В бюджете 2008 года на эти цели заложено более 90 млн рублей», -  перечисляла председатель постоянной комиссии по здравоохранению Госсовета УР Светлана Кривилева. Глава Ижевска Виктор Балакин заострил внимание присутствующих на том, что, помимо торговых и развлекательных центров в столице Удмуртии строятся и такие вот современные высокотехнологичные медицинские центры для населения. Просто светился от счастья главный врач ГУЗ «Республиканский клинический онкологический диспансер» Сергей Примушко. Видимо, его настолько переполняли эмоции, что он очень искренне и от души, своими словами, а не по заготовленному шаблону благодарил представителей республиканской власти. По его словам, у врачей появилась, наконец, возможность не только повысить уровень лечения рака, но и больше внимания уделять людям с предраковыми заболеваниями и даже прогнозировать онкологические заболевания.

Закончив с торжественными речами, уже по традиции начали награждать строителей и по случаю еще и врачей. Строитель Алексей Прасолов вручил врачу Сергею Примушко символический ключ от нового онкоцентра. После чего второй ключ (но размером поменьше) был почему-то вручен еще и президенту Удмуртии Александру Волкову. Потом всех пригласили на церемонию разрезания красной ленточки, поле чего собравшиеся проследовали внутрь здания.

За 20 минут до открытия

Уже на подходах к онкоцентру дежурили наряды милиции. Пациенты прогуливались вперемежку с посетителями. Специальные бригады продолжали развешивать воздушные шары. Пациенты на контакт с прессой шли с большой неохотой. «Что рассказывать-то? О чем?» - переспрашивали они. С их слов, здание, конечно, хорошее, потому что новое, но в остальном как в любом государственном медучреждении...  Когда журналисты уже потеряли всякую надежду разговорить одну из женщин в больничной одежде и спрятали диктофоны, она вдруг заговорила. «Необходимо провести сложное исследование – плати. За дополнительные анализы – плати. Хочешь наркоз получше – плати. Плати, плати, плати!» - в сердцах высказалась она и поспешила уйти с публики обратно в палату. Тем более что приближался момент приезда руководства Удмуртии, и сотрудница в белом халате попросила всех освободить фойе онкоцентра, а больным предложили разойтись по палатам и из них до окончания мероприятия больше не выходить. Видимо, в понимании администрации больные граждане к открытию онкоцентра имели самое отдаленное отношение.

20 минут спустя

Многочисленные приглашенные и журналисты поспешили внутрь. Правильное направление людского потока мягко корректировали молодые люди в белых халатах. На их лицах читалось явное недовольство – почти 8 лет учиться на врача, чтобы потом стоять на лестничных клетках и не пускать куда не надо высоких гостей – приятного мало.

В это время делегация осматривала палаты, процедурные и прочие спецпомещения нового корпуса. Иногда высокие гости в составе вице-премьера Натальи Хариной, премьера Юрия Питкевича, президента УР Александра Волкова и еще нескольких официальных лиц закрывали за собой двери. Не вошедшие в этот пул чиновники покорно ждали у дверей или фотографировались на фоне больничных стен. После почти получасового блуждания по шести этажам пустого больничного корпуса был организован подход президента Волкова к прессе. По иронии судьбы президент и главврач онкоцентра встали аккурат напротив процедурного кабинета, где больным делают клизмы (об этом присутствующим сообщала соответствующая надпись). Осознав, что картинка в телевизоре будет не очень пиарной, окружавшие президента Волкова должностные лица то закрывали, то вновь открывали двери кабинета. Один самоотверженный чиновник, осознав, что табличка про клизмы все равно попадает в кадр, совершил «подвиг Матросова», буквально прикрыв ее своим телом, благо рост позволял. В этот момент Александр Волков рассказывал на камеры, как он рад, что онкоцентр, наконец, сдан и денег хватило.

«Наша задача оказать радикальную помощь наибольшему количеству больных. Появилась возможность ранней диагностики рака, теперь нам необходимо донести до общественности всю важность профилактики и внимания к своему здоровью. Что касается прогнозирования рака, то сегодня мы можем распознавать генетическую предрасположенность к онкозаболеваниям, в частности, к раку молочной железы», - заявил журналистам Сергей Примушко, главврач Республиканского онкоцентра. После чего начальство пригласили отметиться по данному случаю в банкетный зал, а пресса и прочие приглашенные поспешили покинуть здание.