После майской передышки июнь выдался для ижевской Гордумы «горячим» - 26 июня депутаты собрались на вторую за этот месяц сессию. Последнее перед летними каникулами заседание Думы ознаменовалось согласием депутатского корпуса на муниципальный заем в размере 500 млн рублей. На том, чтобы Ижевск взял кредит на эту сумму, настаивало руководство Удмуртии, которое усиленно готовится к 450-летию вхождения Удмуртии в состав России и уже тоже набрало кредитов под связанные с ним проекты.

фото Как обычно, при утверждении повестки сессии поступило несколько предложений дополнить ее новыми пунктами. Депутат Василий Крюков предложил рассмотреть вопрос о перекопах, которые часто не ликвидируются после проведения ремонтных и строительных работ, что, в частности, имеет место в его округе. Его коллега, Альфред Зинатуллин, был настроен на более креативные вещи. «Сегодня наша сборная играет в полуфинале, - сказал он, – так давайте примем от нашей Городской думы обращение в ее поддержку!» Однако спикер Гордумы, глава ижевского муниципалитета Виктор Балакин, этот креатив не оценил и уговорил Зинатуллина снять его поправку в проект повестки.
Депутат Андрей Коновал напомнил об итогах прошедшего за 2 дня до сессии совещания на тему реализации 185-го закона, которые, по его мнению, указывают на неудовлетворительную работу администрации города по привлечению федеральных денег на капремонт жилых домов Ижевска. «Документы в «Фонд содействия реформированию ЖКХ» подготовлены всего на 55 домов, работы с населением практически не ведется, надо принимать срочные меры», - пытался убедить своих коллег депутат. Однако за внесение этого вопроса в повестку проголосовали лишь 18 депутатов из 35 присутствующих на сессии. «Это как раз то количество депутатов, которое присутствовало на слушаниях», - прокомментировал итог голосования Виктор Балакин. Второе предложение депутата Коновала касалось ситуации с первыми результатами работы арендатора муниципальных теплосетей ООО «Удмуртские коммунальные системы» (УКС). «Сегодня большая часть многоквартирных домов Ижевска осталась без горячей воды по вине «Удмуртских коммунальных систем», - сказал он. - Во-первых, действиями этого ООО создаются условия для банкротства МУП «Горкоммунтеплосети», во-вторых, УКС при проведении профилактических работ дали завышенное для внутриквартальных сетей давление, что вызвало небывалое ранее количество порывов. Есть документы, которые об этом свидетельствуют». «Мы не против рассмотреть работу «Удмуртских коммунальных систем», - отреагировал на это глава администрации города Александр Ушаков, - но нам надо подготовиться, давайте проведем отдельное совещание с депутатами по этому вопросу». «Если будет совещание, то я снимаю свою поправку, - согласился Андрей Коновал, - но только делать это надо срочно, уже на следующей неделе – люди без горячей воды живут». Решили, что слушания пройдут ориентировочно 7-8 июля.
Первым рассматривался вопрос о «согласовании возможности заключения трудового договора» с Татьяной Боталовой на должность замглавы администрации города. Место освободилось в связи с выходом на пенсию Сергея Протозанова. До последнего момента г-жа Боталова занимала пост руководителя аппарата администрации, который получила благодаря протежированию со стороны Александра Ушакова, с которым она знакома еще по работе в Глазове. Кроме того, Татьяна Боталова была замом Ушакова в ГТРК «Удмуртия», после его ухода возглавляла эту телерадиокомпанию, а в 2002-2006 гг. – ТРК «Моя Удмуртия». На этих «идеологических» постах демонстрировала полную лояльность к другому «глазовскому кадру» - президенту Удмуртии Александру Волкову. За очередной карьерный рост г-жи Боталовой проголосовали 30 депутатов, 4 воздержались, один голосовал «против».
Следующий блок вопросов касался внесения изменений в бюджет города. Депутаты приняли решение перераспределить средства муниципальной целевой программы «Энергосбережение» в размере более 16 млн рублей на софинансирование программы капитального ремонта многоквартирных домов. Другими словами, изначально в бюджете города на 2008 год не были предусмотрены средства на исполнение федерального закона №185, и вот теперь, только в середине года, они выделяются путем бюджетной перекройки. Напомним, что даже эти 16 млн руб. позволят привлечь дополнительные финансы на капремонт -
более 109 млн рублей из средств Фонда содействия реформированию ЖКХ, около 36 млн рублей — из бюджета Удмуртской Республики. «Валерий Орестович, - обратился к докладчику, начальнику управления финансов, депутат Коновал, - 16 миллионов – это только на 55 домов. Если в ближайшее время будут подготовлены документы еще, например, на 100 домов, сможем мы снова провести такую же «операцию» с городским бюджетом? Можете обозначить примерную величину возможных средств на 2008 год?» «Я не буду отвечать на этот вопрос, - ушел от скользкой темы Валерий Наумов. – Сначала лошадь, потом телега…» «Каковы бы ни были резервы, все равно ведь документы готовить надо», - пришел к нему на помощь Виктор Балакин. «Это важно, чтобы понимать – получит ли Ижевск еще в 2008 году федеральные деньги на капремонт или нет. Я вижу, что нет», - объяснил свою позицию Андрей Коновал. За проект решения проголосовали единогласно.
Следующим пунктом было принято решение взять от имени города заем в 500 млн руб., как указывалось в пояснительной записке к проекту, «в рамках подготовки к празднованию 450-летия добровольного вхождения Удмуртии в состав Российского государства». Для этого предполагается выпустить муниципальные ценные бумаги. В ближайшее время в Ижевске пройдет конкурс по выбору организации, которая осуществит заем, и в нем, по словам Виктора Балакина, будут участвовать, в том числе, и московские компании. Но поскольку размещение ценных бумаг длительный процесс, то уже сейчас администрация города возьмет кредит в размере около 200 млн рублей, для чего также нужно будет провести конкурс. Верхний предел муниципального долга на 1 января 2009 года в связи с этим устанавливается в размере 1 миллиарда 550 миллионов 719 тыс. рублей. Из занятых 500 млн руб. около 288 млн планируется потратить на ремонт дорог, на ремонт фасадов и кровель жилых домов – 40 млн, на реконструкцию здания администрации города – 20 млн, на ремонт и благоустройство зданий социально-культурной сферы (выходящих на центральные улицы) – почти 33 млн, на снос аварийного и ветхого жилья – 45 млн, на озеленение - 14,6 млн руб., оставшиеся – на другие, связанные с юбилеем цели.
Депутат Александр Пестерев напомнил, что в ходе работы комиссий Гордумы с руководством Удмуртии было достигнуто соглашение о том, что республика возьмет на себя обязательство погасить 400 млн руб. из этого полумиллиардного займа муниципалитета. «Однако на сегодняшний день, как известно, это соглашение все еще не подписано, - напомнил Александр Пестерев. – Считаю, что вообще принимать такие скоропалительные решения, ведущие к увеличению долга города, неправильно». «Строительство потемкинских деревень – давняя традиция российского чиновничества. Однако, как известно, Екатерину Великую мы не ждем», – высказал свое мнение относительно депутат Василий Крюков. «Я не случайно задал вопрос о резервах бюджета на 2008 год, - снова взял слово депутат Коновал. – Городская администрация не проводит должную работу по реализации 185-го закона, которая позволяет привлечь на 1 рубль городских денег 9 рублей федеральных и республиканских. А тут мы полмиллиарда рублей в форс-мажорном порядке в долг берем».
Однако эти отдельные возражения ситуации не переломили. Подавляющим большинством депутаты проголосовали за заем. Гордума проголосовала также за передачу в безвозмездное пользование нежилых помещений общей площадью 3,5 тысячи квадратных метров. В частности, по предложению депутата Пестерева помещения по ул. Воткинское шоссе переданы Всероссийскому обществу инвалидов. Было также утверждено Положение о порядке управления жилыми домами, все помещения которых находятся в собственности муниципалитета.
Приятным для городского руководства стало утверждение депутатами новых должностных окладов главы муниципального образования и главы администрации города. Оклад Виктора Балакина (без многочисленных надбавок и поощрений) составит теперь 28 420 руб., а Александра Ушакова – 25 578 руб. (для сравнения: оклады специалистов на низших должностях администрации установлены в 10-15 раз меньше – около 2100-2300 руб.). Согласно Положению, высшим должностям муниципальной службы полагаются также: ежемесячная надбавка «за особые условия» - в размере от 150 до 200% оклада; ежемесячная надбавка за выслугу лет в зависимости от стажа – от 10 до 30% оклада; надбавка за сведения, составляющие государственную тайну, – в размере одного оклада в год; ежемесячная надбавка за соответствие квалификационным требованиям – до 25% оклада; премии за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере до 3 должностных окладов в год; ежемесячное денежное поощрение в размере, предусмотренном правовыми актами Удмуртской Республики; единовременная выплата при предоставлении ежегодного отпуска в размере двух должностных окладов; иные выплаты – в размере до 3 должностных окладов в год; районный коэффициент; материальная помощь – в размере одного должностного оклада в год. Исходя из этого, можно сделать вывод, что реальные зарплаты «первых лиц» составят от 120 до 150 тыс. рублей.
Попытки некоторых депутатов (Пестерева, Василия Шаталова) убрать хотя бы отдельные надбавки и отложить окончательное утверждение Положения на следующую сессию успехом не увенчались. Андрей Коновал призвал «из соображений социальной справедливости» отказаться от принятия документа в таком виде. «Нам говорят, что таков закон Удмуртской Республики и Российской Федерации, но никто не мешает нам выразить отношение к данному закону», - сказал он. Но лишь 5 депутатов проголосовали против принятия документа. Двадцать пять депутатов голосовали «за», и 4 воздержались.
Не прервавшись даже на обед, депутаты через два часа после начала заседания закончили рассмотрение всех 23 вопросов. Завершая сессию, Виктор Балакин сказал, что он бы поставил работе депутатов в этом сезоне твердую «четверку». Кроме того, спикер Гордумы отметил возросшую инициативность депутатского корпуса и… «отсутствие соглашательства»