Власти Татарстана признали наличие территориальных разногласий с шестью соседними регионами, в том числе и с Удмуртией. Аналогичные проблемы возникают и у других субъектов федерации. Эксперты предостерегают региональные власти от попыток политизировать подобные конфликты.

О территориальных проблемах с другими регионами „Ъ“ рассказал председатель комитета Госсовета республики по государственному строительству и местному самоуправлению Александр Федоров. По его словам, разногласия существуют с Чувашией, Удмуртией, Ульяновской и Самарской областями. «Например, наш город Агрыз „залез“ на территорию Удмуртии, — сообщил он. — Произошел, можно сказать, самозахват чужой земли». Министр юстиции Татарстана Мидхат Курманов, подтвердив „Ъ“ существование спорных территорий, сообщил, что республика заняла 2800 га чужой площади, а другие субъекты — 3800 га земли.

В управлении «Роснедвижимости» по Удмуртии факт самовольного захвата земель со стороны города Агрыза подтвердили и сообщили, что две республики пытаются урегулировать этот вопрос. Специалист-эксперт управления «Роснедвижимости» по Удмуртии Татьяна Шутова пояснила, что «вопросы изменения границ территорий решаются на федеральном уровне. Для того чтобы начать этот процесс, нужно, чтобы Татарстан обратился с такой инициативой к Удмуртии. Но таких обращений пока не было».

Как сообщил „Ъ“ господин Федоров, Татарстан пока не будет поднимать вопрос о согласовании границ, поскольку «сначала нужно закончить описание границ территорий муниципальных образований». Господин Курманов пояснил „Ъ“, что для коррекции границ субъектов необходимо сначала подписать соглашение между регионами, которое должно быть утверждено парламентами субъектов, а потом Советом федерации.

Руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев оценивает конфликт Татарстана с соседями не как территориальный спор, а как «проблему пользования землей». «Территориальный спор — это когда есть территория, которая относится к одному региону, а другой регион считает, что она должна относиться к нему. Это, например, конфликт границ между Чечней и Ингушетией, Ингушетией и Северной Осетией, — рассказал господин Кынев. — А в Татарии это вид спора, когда хозяйственные субъекты регионов залезли на какие-то земли, формально относящиеся к другим регионам. Это проблема не между регионами, а проблема деятельности хозяйственных субъектов».

Впрочем, аналогичные конфликты с активным участием местных властей происходят и в других регионах. Так, на днях заместитель председателя правительства Подмосковья Василий Громов заявил о необходимости создания согласительной комиссии по вопросу разграничения территорий между областью и Москвой. В свою очередь, председатель Мосгордумы Владимир Платонов отметил, что проблемы есть из-за того, что «не решен вопрос объединения» двух субъектов федерации.

Директор региональных программ Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич заявила „Ъ“, что переговоры об урегулировании подобных споров — «шикарный способ улучшить горизонтальные отношения взаимодействия между субъектами федерации». «Ну не через Кремль решается эта проблема», — считает госпожа Зубаревич
.
Источник http://www.kommersant.ru/region/perm/page.htm?Id_doc=912505