Собирая в прошлом месяце материал для статьи о расклеенных на столбах объявлениях, я наткнулся на интереснейшее, на мой взгляд, предложение: «Деньги быстро под низкий процент, можно временно безработным». Я попытался узнать, кто рискует выдавать кредиты под низкий процент, да к тому же еще и временно безработным.

Набирая телефонный номер, указанный в уличном объявлении, я мучился вопросом, кто же такой добрый, что помогает людям в сложных жизненных ситуациях? Набрав номер мобильного телефона, на том конце провода я услышал лишь длинные гудки, трубку никто не взял. Однако я не оставил своих попыток и открыл первую попавшуюся мне газету в поисках аналогичных объявлений, нашел и вновь позвонил. На том конце провода мне ответил грубый мужской голос. «Здравствуйте, я насчет кредита звоню», - робко начал я разговор. «Понимаете, мне сейчас очень нужны деньги и я не знаю к кому обратиться», - продолжал я. «Сколько денег нужно, и где работаешь?» - без церемоний прервав меня, спросил мужчина. «Место работы - ИП, а денег нужно тысяч сорок», - произнес первое, что пришло мне в голову. «Ууу… сороковник, да и у ИП работаешь, не-е…, сорок тебе никак не получится, а двадцать организуем», - протянул мой собеседник. «А под какой процент?» - поинтересовался я. «Встретимся, обговорим, - ответил мужчина и сразу перешел к делу, - ладно, во сколько сможем встретиться?» «С собой возьми паспорт, ИНН, встречаемся у магазина «Техно» (Ижевск, Удмуртия), - добавил он. «Думаю, часов в пять смогу подъехать» - предложил я.  «Договорились, как подъедешь - позвони», - сказал мужчина и выключил телефон.

Придя в назначенное время, я отзвонил незнакомцу. Он «поморгал» мне фарами своей старенькой иномарки с правым рулем и предложил сесть в машину. Незнакомец доверия у меня не вызвал, разговаривал грубо, обращался на «ты», кроме него в машине сидел еще один человек, видимо, напарник, который все время, пока мы беседовали, молчал. Однако в этот раз незнакомец все-таки представился. Звали его Алексей. «В общем, слушай сюда, - начал разговор Алексей. - Сейчас я даю тебе пять штук, ты заходишь в магазин, и не вызывая лишних подозрений у персонала выбираешь себе ЖК-телевизор стоимостью около 40 тысяч, потом тебе на него дают документ, и с этими документами ты идешь к бабе за столиком, которая шлепает кредиты «Русского Стандарта». «Говоришь, что первоначальный взнос у тебя есть, 5 тысяч, даешь все свои данные, не бойся, на работу звонить не будут, сегодня выходной все равно, - продолжал инструктировать меня Алексей. - Ждешь полчаса, пока она оформляет кредит, и если дает добро, платишь в кассу эти пять штук, получаешь телевизор, тебе его запакуют, и вперед к нам». «Только не суетись, - посоветовал он, - и по телефону не звони, когда кредит брать будешь, делай вид, что для себя берешь, не нервничай, иначе кредитный эксперт может поставить галочку у себя в анкете – нервничает, мол, и всё, не видать тебе кредита». Выслушав неожиданный инструктаж, я поинтересовался: «И сколько мне достанется с этого телевизора?» «Считай, телевизор сорок тысяч, я за 60 процентов у тебя его возьму, 24 тысячи получается, вычитай первоначальный взнос, который я тебе дал - это пять тысяч, итого на руки получишь 19 тысяч», - ответил мне Алексей. Наверное, в тот момент я изменился в лице, руки от какого-то непонятного приступа гнева задрожали. В голове невольно возникла нехитрая арифметика - помимо того, что я беру кредит на 35 тысяч, и получаю за него всего 19 тыс. рублей на руки, я еще и переплачиваю огромные проценты в банке «Русский стандарт». В итоге этот кредит мне выйдет как минимум тысяч в семьдесят. «Смотри, не убеги с деньгами, а то ведь всякое бывает, настоятельно не советуем так делать», - как-то зло усмехнувшись вслед, посоветовал мне Алексей. Выйдя из машины и шагая пятьдесят метров до магазина «Техно», я никак не мог понять, в чем же заключается моя выгода, отдавать мне банку придется не меньше 70 тысяч, а сейчас на руки получу всего 19 тыс. рублей, это просто не укладывалось в голове.

Вокруг ЖК-телевизоров в магазине «Техно» я прогулял недолго. Естественно, что покупать телевизор и тем более оформлять на него кредит в мои планы не входило. Подойдя к девушке, представляющей банк «Русский Стандарт», я поинтересовался: «Скажите, а по просроченному паспорту вы кредиты выдаете?» «Конечно же, нет…», - удивленно ответила она. «Ну, и славненько», - сказал я, и направился к выходу из магазина. К моему удивлению, старенькой иномарки уже не было, вместо нее стояла темная «девятка», где и находился Алексей, хотя я от силы был в магазине минут пятнадцать, когда он успел сменить машину, непонятно. За рулем «девятки» сидел уже не Алексей, а его товарищ. «Ну что?» - грубовато спросил он меня. «Вы представляете, оказывается у меня паспорт просрочен, а я ведь совсем забыл» - включил я дурака. – И кредитный инспектор сказал, что по просроченным паспортам не дают кредиты». Мои собеседники переглянулись, и Алексей как-то прошипел: «Что ж ты сразу не сказал, да какая теперь разница, деньги давай!» Я отдал деньги, машина тронулась с места и уехала, а я одиноко остался стоять на улице Пушкинской, недоумевая, что же может подвигнуть человека связаться с такими типами вроде Алексея.

Исповедь бывшего…

Переговорив с дюжиной своих знакомых, я вышел на человека, который в свое время занимался подобной деятельностью, помогал людям брать кредит и скупал у них кредитную технику за бесценок. «Ну, что сказать, данная услуга рассчитана на полных лохов, которые попали в какую-то неприятную ситуацию, и денег взять больше негде. Мы на них зарабатывали деньги, всё просто…», - откровенно признался этот человек (назовем его Игорем). «В эту деятельность меня пригласил мой друг, он, кстати сказать, до сих пор этим занимается, но только уже не в Ижевске, вырос до Москвы, - начал свой рассказ Игорь. - В то время у меня была старенькая вишневая девятка, на ней-то я и ездил на встречу с клиентами». Схема была такая: работали под прикрытием определенных людей, кого, я тебе естественно не скажу, размещали объявления, потом по этому объявлению начинали звонить лохи, ну, договариваешься о встрече, и взяв денег едешь к магазину. Потом долго и тщательно растолковываешь лоху что почем, и как надо брать кредит правильно. Потом он идет в магазин, оформляет кредит, и в случае если его ему дают, возвращается ко мне за первоначальным взносом. Так как я работал на самой заре этого бизнеса, выход клиента из магазина за первоначальным взносом не вызывал ни у кого подозрения. Сейчас же, как я слышал, так уже не сделать, первоначальный взнос платится сразу, а иначе кредитный инспектор, заметив, что клиент выходит из магазина, просто отказывает в кредите, спасибо нам…» - смеется Игорь. «Ну вот, отстегивали 60-70 процентов от стоимости техники лоху, - делится Игорь, - и везем сдавать технику своим людям. Куда они ее потом девали, понятия не имею, сдавали технику за 80-90 процентов. Навар был неплохой. Работали мы под прикрытием, но иногда все-таки случались наезды со стороны банковских структур, но всегда получалось выйти сухими из воды». «По закону к нам не подкопаться», - самоуверенно утверждает Игорь. «А наезжали банки на нас потому, что до людей, взявших с помощью нас кредит, как правило, со временем доходило, что их просто напросто развели, и они переставали платить, в итоге в накладе оставался всегда банк, вот банки и ерепенились, но, как правило, безрезультатно». Причину своего ухода из этого бизнеса Игорь объясняет просто: «Появилась куча конкурентов, каждый так решил зарабатывать, а лохов-то не прибавлялось, в итоге звонков становилось все меньше и меньше, вот я и решил заняться чем-то более стоящим и легальным».

Предъявить нечего

Конечно, доказать, что эти товарищи, приобретая технику, знают о том, что она находилась в залоге, невозможно, да даже и доказательство этого факта мошенникам все равно ничего не грозит, спасибо нашему уголовному кодексу, в котором есть огромная дыра. Никакой ответственности за скупку находящейся под залогом техники (!) не предусмотрено. Существует лишь статья 312 УК РФ, которая предусматривает ответственность за действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации. В отношении же залогового имущества ничего такого нет, хочешь - покупай, хочешь - продавай. Впрочем, продажу залогового имущества при сильном желании следственных органов можно квалифицировать как мошенничество, а вот покупку залоговой техники под мошенничество точно не подвести. В итоге от сотрудничества с подобными темными личностями в накладе остается лишь один заемщик, на которого впоследствии могут еще и завести уголовное дело. Совет тут один: люди, будьте бдительны! Какая бы ситуация не сложилась в жизни, не стоит делать ее еще более сложной.