7 сентября на стадионе «Зенит» на предпоследней репетиции концертной программы, посвященной 450-летию добровольного вхождения Удмуртии в состав Российского государства, все было как взаправду. Живые лошади, живая музыка и стихи про безмерную любовь Удмуртии к принявшей ее в свое лоно России.

 

Сюжет шоу-программы, которую покажут во время настоящего торжества на стадионе «Зенит» 18 тысячам зрителей, прост, лаконичен и содержит в себе концепцию всех праздничных массовых мероприятий такого рода.  Идея заключается в следующем: мы - маленькая и беззащитная Удмуртия, и нам выгодно и очень хочется находиться в составе России. Мы ее любим, уважаем и никуда никогда от нее не денемся, потому что уже был опыт…

В программе шоу это выразилось в сюжете про то, как удмуртские земли терроризируют неизвестные кочевники, и своей защитницей удмурты, естественно, видят Россию. Россия в лице Ивана Грозного дает добро на присоединение, и удмурты очень благодарны за такое мудрое решение. В связи с этой концепцией половина песен праздника посвящена теме любви Удмуртии к России. В песнях то и дело звучат строчки типа «Россия доверяет Удмуртии всегда, живи под мирным небом, великая страна». И даже если в песенных словах никак не упоминается Россия или, например, Чайковский, то по содержанию песня все равно переполнена пафосом: «Я так хочу, чтоб в мире нашем царило только лишь добро…». Из-за необходимости следовать выбранной концепции очень страдает смотрибельность. Два с половиной часа слушать о том, что Удмуртия очень-очень любит Россию, утомляет. Поэтому в слова лучше не вникать.

Посмотреть шоу имеет смысл по нескольким причинам. Во-первых, там можно познакомиться с творчеством ижевского коллектива «Птица Тыло-бурдо», музыка которого сопровождает часть номеров. Во-вторых, конечно, поражает масштаб. На подступах к стадиону все было уставлено желтыми школьными автобусами. «Китай отдыхает», - сообщил своей жене первое впечатление мой сосед по трибуне. На меня же впечатление произвело самое начало. Кочевники, скакавшие по периметру стадиона на лошадях у самых зрительских рядов, прямо на скаку измазали навозом довольно большую площадь у самого первого ряда (во время репетиции людей там не было). Причем пострадал не только первый ряд, но и, по крайней мере, еще рядов шесть за ним – запах был довольно сильный. Но, в общем-то, это были мелочи.

Гораздо серьезней обеспокоила вооруженная до зубов молодежь. Выступление вооруженных сил Удмуртии, а точнее школьников, которые эти силы изображали, – одно из самых масштабных во всем шоу. Ожидающая своей очереди выступать молодежь в военной форме занимала чуть ли не большую часть мест на трибунах. Среди них были даже моряки в широком возрастном диапазоне - от учащихся начальных классов до студентов. Всем им раздали автоматы Калашникова, очень похожие на настоящие. Таких молодых людей с «калашниковыми» здесь находилось четверть стадиона.

Когда я проходил по трибунам, какой-то «орел» умудрился вздернуть затвор и, направив автомат в мою сторону, спустил курок. За моей спиной в это время хорошо просматривалась вип-трибуна, где, по всей вероятности, разместятся первые лица республики. Его баловства никто кроме меня не заметил. Так же незаметно среди многочисленных копий, наверное, будет выглядеть во время торжества и настоящий боевой автомат Калашникова – в общем, просто рай для злоумышленников-террористов.

 

Ребята в форме  выходили на стадион последними. Им предшествовала  толпа каратистов. Каратисты выглядели довольно безобидно: когда по сценарию потребовалось подбросить и поймать нунчаки, сделать это смогли немногие. Общий вид спасала искусно крутившая саблями женщина. Вместе с каратистами на поле появились другие спортсмены. Среди них, судя по словам диктора, с разноцветными олимпийскими факелами – самые именитые: Галина Кулакова, Иван Черезов и другие. Чемпионов отличала вольная форма одежды – в основном джинсы и футболки. Неожиданно кто-то из великих наделал немало шума, выронив из бутафорского факела горящий элемент. Потушить его оказалось не так просто. На помощь спортсмену пришли не скоро, и тому долго пришлось самостоятельно катать по траве горящу трубочку. Пожара, к счастью, не случилось.

 

Но самое большое впечатление произвела концовка, когда с трибун на поле вдруг ринулась половина людей. Только тогда стало понятно, сколько на самом деле человек задействовано в массовых сценах. Удивительно, что всеми ими управлял всего один человек: руководитель ансамбля песни и танца «Зангари» Семен Борисович Сухенький. На протяжении всей репетиции Семен Борисович кричал и ругался и лишь в самом конце дал свою оценку мероприятию. «Молодцы!» - лаконично заявил г-н Сухенький, напомнив, что 15 сентября должна состояться самая последняя генеральная репетиция перед торжествами.