Свой вклад в празднование 450-летия добровольного присоединения Удмуртии к России внесли наездники ижевского ипподрома и их подопечные. Действо состоялось в субботу, 13 сентября, с полудня до двух часов дня.

Проведению мероприятия не помешала даже плохая, совсем не праздничная погода, хотя этот факт и существенно повлиял на количество зрителей. И все же, несмотря на отсутствие высокопоставленных гостей, торжественности и прочей атрибутики светских раутов, конноспортивные состязания состоялись - под азартные крики зрителей и песни из динамиков исключительно на «лошадиную» тематику («А по ночам мне снится конь, рыжий конь…», «Запрягайте, хлопцы, коней…» и проч.). Собственно, о поводе скачек напоминали лишь громкие названия заездов: «Приз в честь удмуртского народа», «Приз в честь 450-летия присоединения Удмуртии к России», «Приз «Моя Удмуртия», «Приз «Дружбы народов России». В остальном это были обычные «непраздничные» состязания.

В забегах участвовали лошади от трех лет, русской и орловской пород. Особенно активно болельщики поддерживали серую «в яблоках» лошадь по кличке Проксима, которая пришла первой во втором заезде (дистанция  1600 метров). «Старший возраст» - прочитали мы об этой лошади в программке соревнований. За разъяснениями мы обратились к нашей соседке по трибуне, которая оказалась женой одного из наездников. Узнав, что мы на скачках новички, она охотно объяснила нам: «Старший возраст лошади начинается с 5 лет. Чем лошадь старше, тем опытнее она и быстрее бежит». Обычно они бегут в отдельных от молодняка заездах. Заметив, что мы с любопытством рассматриваем специальную шапочку на ушах лошади, женщина разъяснила: «Это - наушники. Видите, от них ниточки отходят? Это «телефоны» - за них наездник дергает перед финишем, чтобы лошадь сделала бросок и пришла первой». Вообще, существует целая куча подобных приспособлений. Наколенники, ногавки, кобуры – все эти «апгрейды» призваны увеличить скорость лошади.

Приз «Моя Удмуртия» (дистанция 2400 метров), за который боролись наездники-любители, взяла лошадь по кличке Шакиня (наездник О. Иванов). На трибуне - оживление, ведь здесь почти нет случайных людей, сегодня бега смотрят те, кто связан с этими лошадьми, кто часто бывает на ипподроме. Правда, после второго заезда народ уже основательно подзамерз, и без того жидкая толпа стала потихоньку расползаться. Оставшиеся согревались как могли: поступали душевные предложения сесть всем вместе, кто-то принес кофе, кто-то пиво (бррр!). Самые эмоциональные болельщики сегодня - группа мужчин-цыган, они не могут усидеть на месте, вскакивают, кричат, делают между собой ставки. Страсть к лошадям не остывает в крови этого народа и в наши дни: они то и дело обращаются к сведущим людям с вопросом о цене того или иного животного. Мы спросили у нашей знакомой, принимают ли на подобных соревнованиях ставки, но узнали, что уже два года тотализатор на скачках не работает.

Между тем холодный ветер и дождь погнали нас исследовать более теплые помещения ипподрома. Первым делом мы заглянули, конечно, в судейскую, где в непогоду наблюдать за скачками гораздо приятнее. Там нам дали программку соревнований, в которой самым подробным образом была расписана информация об участниках: кличка скакуна, его родители, масть, порода, скоростные качества, даже общая сумма выигранных лошадью денежных призов. Что касается лошадиных «фамилий», то тут фантазия владельцев просто неисчерпаема: тут и Лакмус, и Заказ, и Каток, Заливка, Заплот (дитя Прихода и Запонки), Пустошь, Показ, Заказ и Заказница (брат с сестрой), даже Суша. Забавно. Единственное условие – кличка животного должна содержать в себе по две буквы из кличек каждого родителя. После судейской мы заглянули в специализированный магазин, где было выставлено различное снаряжение для лошадей, лекарства и прочее. Про себя мы отметили, что держать лошадь - дело весьма недешевое: самого крупного приза сегодняшних скачек не хватит даже на седло (15 000 руб.).

Борьба за главный приз «В честь 450-летия присоединения Удмуртии к России» проходила в два заезда: полуфинальный и финальный. Здесь такие заезды называются гитами. Первым из них скачки открылись, вторым - торжественно закрылись. И в том и в другом гите участвуют одни и те же лошади и наездники. Побеждает лошадь, показавшая лучшую за оба гита «резвость» – так называют на бегах время прохождения дистанции. Вообще, победителя можно определить и другими способами. Например, таким: во втором гите наездники меняются лошадьми, причем лучшему наезднику достается скакун, пришедший последним по результатам первого гита, и наоборот. Дистанцию в 1600 метров быстрее других преодолел конь Нальчик (наездник А. Бурть), показав лучшую резвость. На этом зрелище объявили оконченным, а владельцев лошадей судьи пригласили продолжить праздник в кафе. Остальные тихонечко разошлись по домам.

От ипподрома в целом впечатление осталось не самое радужное. Очевидно, что интерес к скачкам в городе низок. Поставить небольшую сумму и пощекотать нервишки уже никак не получится – тотализатора нет. А просто сидеть и смотреть, как бегают наперегонки лошадки, – не тот азарт. Тем более что дома относительно тепло, а по телевизору дают повтор «Колдовской Любви». Ходили даже слухи, будто ипподром сравняют с землей и развернут очередную стройку, однако они пока не имеют под собой серьезного основания. Как бы то ни было, прошли те времена, когда это место было в числе самых посещаемых в городе. А жаль.