Если ижевскими музыкантами сейчас никого не удивишь, то феномен ижевского кино в новинку. И все же оно есть – андеграундное, альтернативное, некоммерческое, одним словом, непрофессиональное, снятое от души и для души. Один из таких фильмов, созданный этим летом в Ижевске (Удмуртия) Елисеем Ехлаковым при участии группы «Анри», будет представлен на суд зрителей 27 сентября. Показ пройдет в семь вечера в бывшем Дворце пионеров, в рамках концерта группы «Анри» (anri.infostan.ru).

Лидер группы «Анри» Сергей Ищенко этим летом почувствовал себя настоящим индейцем. О фильме «98», режиссере и съемках я беседовала с творческой группой: Сергеем Ищенко, Анной Вардугиной и Галиной Шпаковой.

«Д»: Где и как проходили съемки фильма?

Сергей Ищенко:
В начале мая ко мне обратился Елисей Ехлаков и предложил поучаствовать в съемках фильма под названием «98». Он только что закончил писать к нему сценарий. Прочитав его, я понял, что сценарий простой, но интересный, и решил, что в этом надо поучаствовать обязательно. Первым делом мы устроили кастинг, отобрав 15 человек для съемок и несколько дублеров. Съемки были организованы Елисеем так: собирался автобус со съемочной группой, вывозился на природу (конкретно – на Воложку), и там в течение двух дней снимались тридцать минут фильма. Кроме группы «Анри» в съемках участвовала группа «Потунабубен», их музыка звучит и в предыдущих работах Елисея. Это были два дня усиленной работы, особенно для режиссера, так как надо было снимать и ночью, и рано утром. Вернулись домой все радостные и счастливые, хоть и не выспавшиеся. Затем Елисей засел за монтирование фильма и два месяца занимался этим кропотливым процессом. Отдельным этапом проходила озвучка фильма – каждый актер заново проговаривал свою роль в студии.

«Д»: И в чем главная идея фильма? Что вы хотели рассказать зрителю?

С.И.: Сюжет фильма достаточно наивен, но, так или иначе, затрагивает глубокие проблемы, волнующие каждого человека. Вечные вопросы – о жизни и смерти, для чего мы живем и кому это нужно. Режиссер хотел донести до зрителя вполне определенную идею, и эта идея в фильме достаточно четко читается. Елисей разговаривает со зрителями простыми, доступными средствами об общечеловеческих вещах.

«Д»: А вы, участники съемочной группы, как почувствовали эту идею?

С.И.: Этот фильм - попытка разобраться в том, что и почему происходит в современном мире, куда девался мир на земле, что происходит с человеком после смерти. Попытка озадачить людей этими вопросами, и попытка их разрешить, и, опять же, успокоить зрителя.

«Д»: «98» - фильм об индейцах на берегу Ижевского пруда. Так в какую эпоху происходит действие?

С.И.: В фильме не затрагивается проблема эпохи, это – некое вневременное пространство. Когда смотришь фильм, думаешь, какие же это индейцы?!

Анна Вардугина: Индейцы в фильме довольно условны. Они носят джинсы и современную обувь! Это не этнографические североамериканские индейцы. Они скорее как маска лирического героя, образ.

С.И.: Но фильм от этого не страдает. Там нет исторического контекста. Индейцы, геологи, ведьма – все смешано друг с другом, но восприятию фильма не мешает.

«Д»: Тогда почему «98»?

С.И.: В этом-то и основная интрига фильма! Разгадать, почему именно так он назван, предстоит каждому зрителю.

«Д»: Что сейчас из себя представляет ижевский кинематограф? Какое место в нем займет «98»?

С.И.: Мы все привыкли, что сейчас Голливуд диктует моду на кино. Но людям тоже хочется снимать кино! В Ижевске не существовало художественного кинематографа вообще. Откуда берется кино? Его снимают люди, что называется, «с улицы». В данном случае, угадывается то, что в Ижевске появляется именно художественное кино, как бы оно не выглядело и что бы оно собой не представляло. Есть огромное желание снимать! И никто и не думает равняться на кино западное. Мы просто желаем восполнить пробел под названием «ижевское кино». Ижевское кино должно быть известно всему миру как автомат Калашникова!

«Д»: Возвращаясь к съемкам «98». С какими трудностями пришлось столкнуться съемочной группе?

А.В.: Актеры проявляли недюжинную самоотверженность, залезая в ледяную ночную воду. Сцену с морскими чудищами снимали в сумерках. Нужен был колорит: заходящее солнце, сумрачный пейзаж. Потрогали воду – холодно! Но ребята смело сказали: «А мы полезем!» На них надели страшные хламиды, обвешанные водорослями, и они отважно вошли в холодный и заросший тиной пруд.

«Д»: Неужели и костюмер свой был?

С.И.: Костюмами у нас занималась Любовь Грачева – известный в Удмуртии художник по керамике.

«Д»: Судя по актерскому составу, музыку к фильму писали тоже сами участники?

С.А.: Верно, в фильме звучат две песни группы «Анри», а также предоставила свою композицию Анна Краб (Прим. - одна из актрис в фильме «98»).

«Д»: И какие эмоции у вас вызвал готовый, смонтированный фильм?

С.И.: Когда я впервые увидел «98», я подумал, что это своего рода провокация. Провокация, в которой хочется поучаствовать. Если бы кто-то захотел снять что-то подобное – вот главная реакция, которую мы ждем от зрителей! – я бы с удовольствием принял в этом участие. Так что, господа, пишите, пишите хорошие сценарии!


Придя домой после беседы с Сергеем Ищенко и его друзьями, я просмотрела любезно подаренный мне диск DVD с фильмом «98». Первое, что бросилось в глаза, – хронометраж - всего 17 минут. Ну что ж, краткость у нас, как известно, сестра таланта. Фильм смотрится легко, но не покидает ощущение, будто смотришь конкурсный киноролик для студенческого фестиваля, - чувствуется, что процесс захватывает создателей больше, чем результат. Зато актеры играют убедительно, особенно в сцене употребления «огненной воды» на берегу Ижевского пруда (сразу видно, что на реквизите не экономили). И с моралью все просто: не ходите, дети, в Африку, то есть, простите, на Воложку, гулять – иначе рискуете быть съеденными либо водяными чудищами, либо индейцами. Но если серьезно, то сама идея создать свой ижевский фильм с лихвой искупает все технические и прочие огрехи.