Жителям общаг «Ижнефтемаша» пережить кризис будет особенно нелегко. Мало того что завод грозится сократить треть своих сотрудников, так еще и комнаты в «заводских» общежитиях отстоять становится все труднее. Некоторых жильцов буквально выселяют из комнат, занимая их места «новыми специалистами» - молодежью из деревень. Сегодня нефтемашевцы, живущие в Ижевске в общагах на улице Орджоникидзе, поняли, что проблемы у них общие, и теперь готовы объединиться, чтобы начать их решать.

Искушенный читатель может удивиться: весь жилищный фонд, в том числе и общежития, должны были быть переданы заводами в муниципальную собственность еще в 90-е годы, когда началась приватизация, но то ли кто-то с кем-то договорился, то ли в те годы чиновникам было не до того, но факт тот, что до сегодняшнего дня распоряжалась общежитиями заводская администрация.

Жители этих общежитий успели привыкнуть, что деньги за свои комнаты они платят не через банк, а перечисляют на какой-то непонятный счет на почте, что площадь квартир, указанная в платежках, обычно на 5-7 кв. метров больше той, что получается при измерении рулеткой. Никто не задумывался о том, что общежитие почему-то числится кооперативом, и так далее и тому подобное. Казалось, так будет всегда.

Однако чем дольше «Ижнефтемаш» распоряжался общежитиями, тем больше появлялось странностей, с которыми все труднее было мириться. Например, несколько лет назад администрация завода стала практиковать подселение «левых» людей в комнаты, где проживали семьи. Когда я пришел в одну из таких общаг, мне удалось поговорить с мужчиной, который живет в комнате площадью 11,5 кв. м с женой и тремя детьми (!). И к ним подселили еще какого-то мужчину и хотят подселить еще одного. Тут не то что нормы по 6 кв. метров на человека не получается – тут кровати вряд ли разместить удастся. «И за что это мне!?» - риторически спрашивал этот многодетный отец.

Логика администрации «Ижнефтемаша» мне тоже стала понятна не сразу. Ведь для завода это не чужие люди, многие из них заслуженные работники, уважаемые мастера, которые прожили здесь, в общежитиях, многие годы. Зачем ставить их в такие условия? Оказывается, есть зачем. Руководство ОАО «Ижнефтематаш» давно разобралось в том, что ради жилья люди готовы на многое, и этим можно пользоваться.

 

Бонусы «Нефтемаша»

Каждый руководитель стремится, чтобы выручка от реализации продукции была выше, а расходы на производство сокращались. Это называется оптимизацией. Оптимизаторы с «Ижнефтемаша» тоже придумали такой нехитрый механизм. Если вы по какой-то причине не имеете прописки и вам необходимо где-то жить, то завод предоставлял таким бедолагам по договору найма на ограниченный срок комнаты. Но только при условии – если этот человек устраивается работать на завод. Зарплата у некоторых таких работников составляла… три тысячи рублей.

Татьяна Возякова попала в подобную ситуацию по несчастью. Ее муж, проработавший много лет на вредном производстве «Ижнефтемаша», умер от цирроза печени. Татьяна с двумя детьми все это время были прописаны в деревне у родителей, так как в общежитии прописывать их отказывались. После смерти мужа Татьяна попыталась прописать ее и детей в комнате, где они и жили с мужем до его смерти. «Макарон тогда еще был замом по персоналу. Он сказал, что нет оснований нас здесь прописать…» - рассказывает Татьяна. Пришлось уволиться из школы, где она работала учителем младших классов, и устроиться на завод электромонтером. Комнату дали, но только «на время трудовых отношений». Теперь Татьяна работает за три тысячи рублей на заводе. Из этих денег за комнату платит 1100 рублей, на остальные деньги кормит двоих детей. Больше всего она боится, если уволят: тогда не только работу, но и жилье потеряет.

Руководство завода такая ситуация, по-видимому, устраивает. На должность начальника жилищно-коммунального отдела предприятия, который отвечает за регистрацию жильцов в общежитиях, назначен бывший электрик, не имеющий высшего образования, некто Владимир Чирков. Жильцы жалуются, что этот человек не то что в трехдневный срок, как положено по закону, даже в трехлетний «не успевает» рассмотреть заявления о регистрации по месту проживания. Когда я по телефону спросил Владимира Афанасьевича о причинах его «медлительности», он заявил, что все исполняет в срок. «Такого просто не может быть!» - сказал он, добавив, что жильцы общежития «однозначно врут». Когда же я поинтересовался, можно ли мне ознакомиться с договорами о вселении и поквартирными карточками жильцов, мое желание вызвало у Владимира Афанасьевича бурную реакцию. Он буквально прокричал, что это невозможно ни в коем случае. «Обращайтесь в социальную защиту… обращайтесь к директору завода», – посылал меня Владимир Чирков куда подальше. В приемной руководителя завода мне, естественно, ответили, что такими вопросами там не занимаются.

Тем временем, как заявляют жильцы, очень многие из них живут вообще без каких-либо документов, подтверждающих их права на комнаты. «Живем без прописки, а деньги платим исправно», - рассказала мне одна из жительниц общежития по улице

Орджоникидзе. «Хочешь жить здесь – плати деньги, говорят мне. Я вот плачу коменданту, а она будто бы уносит их в ЖКО», - жаловалась одна из таких «мертвых душ» Екатерина Иванова, которая с двумя детьми не может прописаться в общежитии уже четыре года. «Я беременная и теперь с ребенком хожу в платные поликлиники. Мне шестьсот рублей нужно отдавать за одного врача», - сетует женщина.

Понятно, что для того, чтобы поставить человека в зависимость от комнаты, нужно всего два условия: во-первых, у человека не должно быть постоянной прописки, во-вторых, он должен являться работником завода. Видимо, поэтому нефтемашевское начальство начало пытаться выселять из комнат тех, кто имел в общежитии постоянную прописку, но на заводе не работал. Единственным основанием для выселения становилось то, что человек не является работником завода. Как пишут жители общежитий в своем открытом письме «наверх», «директор лично и неоднократно вызывал на прием пенсионеров и принуждал их выселиться»… Именно таким образом потерял комнату проработавший много лет на заводе Павел Петрович Волков. У него просто забрали паспорт, выписали и на следующий день выгнали из общежития. С 15 декабря 2004 года этот человек бомжует, живет по подвалам, иногда приходит греться в общагу…

На места ветеранов завода, рассказывают жильцы нефтемашевских общежитий, администрация приглашает «новых специалистов». На предприятии ходят слухи о «большом наборе», который якобы должен пройти параллельно с массовым увольнением. Конечно, на этом фоне мелочью кажутся проблемы с капитальным ремонтом, который не проводился в здании 35 лет (с момента постройки). С этим давно уже все смирились…

Все против

Терпеть дальше такую «жилищную политику» администрации «Ижнефтемаша» жильцы больше не намерены. Жители объединились и решили совместно бороться против беспредела руководства завода. Сейчас они активно проводят юридические консультации, координационные собрания. Инициативная группа помогает людям обращаться в суды и доказывать свое право на жилье. Комендант общежития, которая представляет администрацию завода, почему-то называет борьбу жильцов «саботажем», стараясь всячески им препятствовать. Однако жители нефтемашевских общежитий на Орджоникидзе и Ракетной останавливаться не собираются: речь идет о их будущем. Ведь даже небольшая комната в коммуналке по рыночным ценам стоит порядка 500 тыс. рублей. Это немалые деньги, и потерять такую комнату для большинства означает потерять единственный шанс на крышу над головой.

Жители общежитий «Ижнефтемаша» объединяются, чтобы отстоять свое закрепленное федеральным законодательством право на приватизацию жилья, на получение постоянной прописки для себя и своих детей, на своевременный капитальный ремонт. Консультации о жилищных проблемах жители общежитий могут получить по телефону Совета движения «Ижевские общаги»: 43-84-83. Также со своими вопросами вы можете обращаться в приемную депутата Городской думы

г. Ижевска Андрея Коновала:

78-20-05.