Стремление руководства Удмуртии форсировать приватизацию одного из лакомых кусков республиканской собственности – автобусного предприятия ОАО ИПОПАТ - обернулась «наступлением» на интересы еще одной группы населения. Вслед за ижевскими пенсионерами, у которых с 1 октября отобрали социальный проездной, в числе пострадавших оказались студенты и школьники и их семьи. Так, из-за отмены единого студенческого проездного студенты, желающие после 1 января, как прежде, свободно пользоваться всеми тремя видами транспорта, будут вынуждены заплатить уже не 500 руб., а почти в два раза больше – 895 руб.

С 1 января по инициативе ОАО «ИПОПАТ» (Ижевское производственное объединение пассажирского автотранспорта) отменяются единые студенческие и школьные проездные. Для студентов и школьников «автобусники» вводят так называемые электронные «транспортные карты». Планируется реализовать около 6000 пополняемых электронных карт, дающих право проезда в течение календарного месяца без ограничения количества поездок. Карта приобретается 1 раз, а в дальнейшем пополняется пассажиром самостоятельно через терминалы мобильной оплаты «Элекснет». Стоимость самой карты (не пополненной) - 45 рублей. Стоимость пополнения на месяц равна для студентов - 390 руб., для школьников – 170 руб.
При этом МУП «ИжГЭТ» пока сохраняет на своих маршрутах старую систему бумажных проездных. Для школьников стоимость билета на один вид (трамвай или троллейбус) составит 170 руб., на два вида (трамвай-троллейбус) - 190 руб. Для студентов соответственно 390 рублей на один вид, и 460 рублей - на два вида. Таким образом, нехитрый подсчет показывает, что студент, который желает, как и ранее, свободно пользоваться всеми тремя видами транспорта, будут вынуждены заплатить уже не 500 руб. (стоимость единого студенческого проездного на 3 вида до 1 января), а почти в два раза больше – 850 руб. (170 + 390), и еще 45 руб. – единоразовый платеж за приобретение самой карты.
Это примерно соответствует тем финансовым потерям, которые понесли после 1 октября ижевские пенсионеры - городские льготники. Напомним, что 57 тысяч пенсионеров, не имеющих ветеранского звания, до 1 октября 2009 года имели право на приобретение единого социального проездного билета на сумму, равную ежемесячной выплате из городского бюджета. Примерно 35 тысяч льготников регулярно пользовались этим правом. После 1 января, когда стоимость обычного проездного на 3 вида составит 1160 руб., а ежемесячные выплаты – 220 руб., из своих пенсий ижевские старики будут вынуждены дополнительно выделять на покупку проездного – 940 руб., то есть несколько даже больше, чем будут отрывать от своей стипендии студенты (размер академической стипендии для ВУЗов – 1256 руб.).
Как известно, Общественным советом пенсионеров УР и Координационным Советом гражданских действий Удмуртии ведется массовая уличная кампания в защиту социального проездного. В студенческой среде нововведение ИПОПАТ также вызвали бурю возмущения, результатом чего стало активное обсуждение путей борьбы в социальных сетях и форумах в Интернете. Студенческими организациями подготовлены обращения в адрес транспортников и властей с предложением ограничить общий рост проезда суммой не более 10%, либо компенсировать студентам повышение стоимости проездного за счет повышения академической стипендии. Активно обсуждается проведение после нового года акций протеста.
Наблюдатели отмечают, что столь решительные действия гендиректора ИПОПАТ Дмитрия Пивоша (депутат Гордумы г.Ижевска, фракция «Единая Россия») по сворачиванию социальной ответственности предприятия связаны с планами форсированной приватизации этой отрасли в следующем году. Дмитрий Пивош, известный как человек, близкий к премьеру правительства республики Юрию Питкевичу, ранее работал в Минимущества Удмуртии, где курировал, в частности, вопросы приватизации государственной собственности. В 2007 году Пивош был назначен руководителем ИПОПАТ, а летом этого года правительством республики было принято решение выставить на торги первый пакет акций ОАО «ИПОПАТ».