Безработица в кризис – больная тема. Рабочие места сокращаются, людей увольняют. Но далеко не всякий потерявший работу может гарантированно рассчитывать на получение статуса безработного. Оказывается, чтобы носить это не очень гордое звание, нужно как следует потрудиться.

Официально безработным считается лишь тот, кто состоит на учете в службе занятости. Есть даже документ, специальная книжка безработного, подтверждающая этот статус. Но если еще год назад можно было без проблем встать на учет, то в кризисное время все эти операции значительно усложнилась. Казалось бы, что с ростом количества обращающихся в центры занятости последние должны лишь упрощать процедуру. Но в реальной жизни преодолеть различные бюрократические барьеры стало еще труднее.

«Сейчас в центрах занятости столько народа, что очередь приходят занимать с утра еще до открытия, - рассказывает Ольга Владимировна, недавно посетившая Первомайский районный центр занятости г. Ижевска. - Считается удачей, если есть свободный участок стены, к которому можно прислониться. А там еще говорят: да вы что, вчера вообще встать было негде!». Система «номерков», по которым принимают работники службы, тоже очень запутанная, хотя все автоматизировано по последнему слову техники. «Я пришла к 10 утра, - продолжает Ольга Владимировна, - и терминал выдал мне бумажку, на которой был указан мой номер – 153 - и указывалось, что передо мной еще 29 человек. А в очереди я узнала, что у номера 142 указаны те же 29 человек». Система эта беспощадна. Можно прийти раньше всех, прождать своей очереди целый день и не успеть до закрытия, а на следующий день оказаться в очереди не первым, а 125-м.

Многие пришедшие в службу занятости не дожидаются своей очереди и так и не встают на учет. Особенно, конечно, это касается мужчин. Они часто уходят со словами: «Кому это нужно – только время зря терять!» Но и это еще не все препятствия. «В двенадцать часов у них обед, и нам всем пришлось на час покинуть помещение. Нет, нас никто не выгонял насильно, просто было сказано, что сейчас здесь будут проводить кварцевание и если кто-то не дорожит своим здоровьем, может посидеть, зажмурив глазки. Конечно, желающих остаться не оказалось», - говорит Ольга Владимировна.

Однако и те, кто дождался своей очереди, вовсе не обязательно получат официальный статус безработного. Ольга Владимировна рассказывает: «По телефону сотрудница центра пообещала, что в моей ситуации у меня есть право встать на учет и стать «безработной», но когда я пришла в центр, мне заявили: «Вы уже год без работы, значит, согласны на любую работу. Пойдете санитаркой или уборщицей? Нет? Тогда ничем не можем вам помочь»… А почему я должна соглашаться на такую работу, если у меня высшее образование и многолетний опыт работы на руководящей должности?» Такое отношение к людям можно оправдать только огромным количеством посетителей, хотя разве не в этом состоит основная задача службы занятости – помочь каждому найти подходящую работу?

Такое положение вещей с нашей службой занятости наглядно демонстрирует статистика. «Всего на начало февраля 2009 г., по информации сайта business-news.ru, было зафиксировано 12 504 обращения граждан в городскую службу занятости населения, поставлены на учет в качестве ищущих работу – 3239 человек. В их числе преобладают граждане, уволившиеся по собственному желанию, - 1428». То есть только четверть из обратившихся были поставлены на учет. Стоит обратить внимание и на так называемые увольнения «по собственному желанию». Историй про такие увольнения Ольга Владимировна за время своего ожидания в центре занятости наслушалась достаточно. «Особенно мне запомнился рассказ женщины, работавшей поваром в одном известном ижевском супермаркете. Тридцать человек там сократили таким образом: предложили написать «по собственному желанию», другой вариант - сокращение, но тогда сокращенным придется выплачивать приписанный руководством каждому долг. Конечно, все выбирали первый вариант». Теперь я не удивляюсь, почему у нас так много людей, покинувших работу «добровольно». Самое смешное, что в списке предложенных этой женщине рабочих мест снова оказалась должность повара в том же самом супермаркете!»

Из положительной статистики: «На 1 февраля, при содействии городской службы занятости населения работу нашли 1519 человек, или 46,9 процента от числа поставленных на учет в качестве ищущих работу». То есть почти половина трудоустроена! Жаль, что такую красивую картину портит тот факт, что реальных безработных намного больше. Конечно, никто не ждет от службы занятости чуда в виде прекрасной работы для каждого обратившегося в то время, когда на предприятиях начались увольнения. И у сотрудников службы занятости хватает проблем – коллектив женский, со всеми вытекающими из этого проблемами: кто-то в декретном отпуске, кто-то – на больничном по уходу за ребенком и т.д. и т.п. Людей не хватает. Но от оставшихся работников хочется получить немного реальной помощи, а не бюрократического хаоса и откровенного хамства, вроде «можем предложить только должность уборщицы». А потом прийти домой, включить телевизор и услышать в новостях от президента Медведева: «Вопрос обеспечения занятости является главнейшей и приоритетной задачей для государства»…