Традиционная русская забава в масленичную неделю (которая нынче началась с 23 февраля) – изваять из соломы некое чудо-юдо, чтобы потом его в свое удовольствие сжечь. Русские народные традиции в минувшее воскресенье в столице Удмуртии продолжали участники конкурса огненных скульптур «Пламенное искусство».

Действо это оригинальное в прямом смысле слова: больше на территории России ничего подобного не проводится, а вот в Ижевске конкурс проходит в четвертый раз. Уже с утра в парке им. Кирова 10 команд, которые представили самые интересные проекты, отобранные жюри из 25 заявок, начали изготовление скульптур. Разрешалось использовать только солому (каждая команда получила по 200 кг), шпагат и рейки – из этих нехитрых материалов к пяти часам вечера команды должны были воплотить свои проекты. Огненная скульптура должна отвечать сразу нескольким требованиям: быть высотой не более трех метров, не изображать человеческих фигур, и, наконец, эффектно сгореть. Подготовка к такому конкурсу длится несколько месяцев: надо и эскизы придумать, и механизм движения скульптуры проработать. Сама скульптура выглядит интересно и до сожжения, но именно огонь должен полностью раскрыть замысел команды: скульптура сгорает в строго определенном порядке, приводя в движение отдельные части или даже всю скульптуру.

Надо отдать должное командам: целый день они провели на довольно морозном свежем воздухе. Кто же были эти смельчаки? Так как конкурс приурочен к Году молодежи, то участниками могли стать молодые люди в возрасте от 16 до 30 лет – студенты, школьники, и так называемая «рабочая молодежь». Последние составили команду «01» - в ее состав вошли молодые работники «Ижевского машзавода», ОАО «Редуктор», ОАО «Ижсталь». Были команды от УдГУ, Монтажного техникума, Механического лицея №9.

К пяти часам вечера к парку уже стал подтягиваться народ. Одну сторону аллеи заняли скульптуры, поэтому для зрителей отвели сравнительно небольшую дорожку. Где-то в половине шестого стали поджигать скульптуры. Однако насладиться зрелищем смогли только те, кто предусмотрительно занял места у ограждения, так сказать, первый ряд – остальным пришлось подпрыгивать и выглядывать из-за спин счастливчиков. Конечно, желающих пробиться в первый ряд было много, из-за чего возникли давка, сумятица и прочие неурядицы, сопровождающие культурно-массовые мероприятия. Печальная картина борьбы за «место под солнцем» отвлекала от искусства. Праздничную атмосферу подпортила и халатность некоторых родителей: по громкой связи то и дело объявляли о том, что пропал или обнаружен маленький ребенок. Видимо, какую-то маму слишком увлек процесс поджигания соломенных фигур.

Во всей этой суматохе мне удалось увидеть лишь несколько сгорающих фигур. Команда «Республика» сделала скульптуру в форме часов, горящая стрелка которых поджигала их, делая круг по циферблату. «Архитерра» представила фигуру «Пегас»: начиная гореть с крыльев, гордый Пегас очень трогательно упал на колени, склонив голову. Пожалуй, эта скульптура одна из немногих смотрелась до горения ничуть не хуже, чем во время. Создатели каждой фигуры старались удивить. У мельниц двигались крылья, корабль плыл по огненным волнам, цветок раскрывался, птица вылетала из клетки и т.д. Но фееричности все равно не хватило, может быть из-за общего впечатления от атмосферы толпы, мечущейся от одной скульптуры к другой. Но это вина, скорее, организаторов, а также неуважения зрителей друг к другу.

Победителями конкурса стала команда из УдГУ «Квинтет», представившая композицию «Алые паруса» - вполне реалистичный и очень симпатичный кораблик, сгорев, «проплыл» по соломенным волнам. Второе место досталось команде Лицея № 9 «Идальго», обыгравших сюжет из «Дон Кихота» с мельницами. И, наконец, третьими стали участники из «Архитерры» с вышеупомянутым «Пегасом». Управление по делам молодежи Администрации г. Ижевска в лице г-на Фалькова вручило сертификаты на сумму 3000, 2500 и 1500 рублей соответственно. Остальные участники получили дипломы об участии и футболки с символикой года молодежи. Под занавес в парке им. Кирова показали небольшой салют.

На мой взгляд, этот конкурс оставил бы больше теплых впечатлений, если бы не его организация. Тем более что проводится он не впервые. Неужели ничего нельзя было придумать, чтобы разместить скульптуры более удачно? К тому же, это не только зрелищное, но и опасное искусство, а маленькие дети без присмотра могли свободно подойти к догорающей фигуре, тогда как мужчины в ярких жилетах (следящие за порядком и этими же самыми маленькими детьми) и родители бросались к следующей скульптуре, чтобы ничего не пропустить. Что же касается эстетической составляющей, то это очередной повод испытать гордость за нашу талантливую молодежь. Буду ли я смотреть этот конкурс в следующем году? Безусловно. Но уже только по телевизору – так интереснее и безопасней.