На днях в пабе «Малибу», частенько и безвозмездно предоставляющем свою небольшую сцену молодым музыкантам Ижевска, состоялся сольный концерт одного из участников группы «Потунабубен» Александра «Джо» Дрожжина. Он исполнял старые и новые песни под гитару, подыгрывая себе на губной гармошке. В довольно уютной обстановке за столиками собралась немногочисленная публика.

Группа «Потунабубен» в первых числах марта отметит свой пятилетний юбилей. Пять лет назад девушка, известная среди знакомых как Поту, выразила желание иметь бубен. Примерно в это же время собрался творческий коллектив в составе: Наталья Киселева – кларнет; «Джо» – автор музыки и аранжировок, гитара, пение; Сергей «Серж» Коробейников писал стихи, музыку и тоже пел. Эти три человека – сердце группы – и вызвались помочь в сборе средств Поту на бубен. Первый концерт состоялся на музыкальном фестивале в УдГУ. Бубен был таки приобретен, но музыканты решили оставить его себе в качестве талисмана.

Потом были квартирники, концерты в библиотеках, участие в фестивалях и даже выступление на радио. В 2005 году пришел басист Всеволод «Севыч» Ходырев. Было сделано несколько записей: «Маленько» - в музее истории медицины и аптечного дела Удмуртии, где располагалась репитиционная база, «Ничего-ничего» - живьем на студии группы «Трали-Вали». Сохранилась и запись с радиопередачи «Попьем чайку» на «Моей Удмуртии». «Музыка романтического декаданса» - так Серж окрестил все это творчество. А осенью 2006-го Серж уехал в Петербург, где и пребывает до сих пор. Тем не менее «Потунабубен» не прекратил своего существования. В декабре прошлого года нескольким музыкантами (из «стариков» только Джо и Севыч) был сыгран концерт потунабубновских песен. И недавнее выступление Александра Дрожжина показало, что песни эти еще поются. Я побеседовал с ним после концерта.

- Как тебе концерт? Ты впервые один выступаешь?

- До этого играл один несколько раз, но это были такие небольшие – по полчаса - выступления на вечеринках. А так чтоб сольный концерт на публике - да, это первый раз. Я подумал – а что? – поиграю один, должно получиться. И получилось вроде. Слушателям, говорят, понравилось. Мне тоже очень понравилось. Я, правда, не все возможности использовал, так как были проблемы со звуком. Ну да ладно, оставим до следующего раза.

- А то, что народу немного, не смущает? Никогда не хотелось стадионы собирать?

- Нет, наверное. Мне нравится играть как раз такие концерты – человек для двадцати-пятидесяти. Большие аудитории собираются там, где не только мы играем. После минувшего концерта мне сказали, что там присутствовала одна компания – не «свои» люди. Они сидели поначалу, смеялись о своем, но потом стало по ним видно, что они немного «врубились», оказавшись в меньшинстве, начали чего-то соображать. Они, может, своим друзьям расскажут. В принципе, это приятно. А так, моя публика – это мои друзья в основном. На последнем концерте минимум половина присутствующих – друзья. Остальные – так или иначе знакомые.

-Реально ли на таких концертах заработать?

- Нет, конечно. Я все в этот же день и потратил – день рождения отмечали у друга. Сейчас куча площадок, и можно, конечно, играть хоть каждые пару дней. Другой вопрос – кому ты нужен каждые пару дней с одним и тем же. Деньги я зарабатываю в другом месте – на работе. Искусство – отдельно, деньги – отдельно. Вот так. Пара моих знакомых из одной небезызвестной местной группы ушли в арт-дирекцию и звукорежиссуру. Стали совмещать зарабатывание денег и музыку, коммерциализироваться. Не знаю, насколько это правильно.

- С Сержем связь поддерживаете в творческом смысле? Он сам-то не против, что отчасти его песни без него исполняются?

- Да, песни соавторские. Ну, Серж большинство написал, конечно. До «Потунабубна» у него была группа своя – «Теория Перевода». У него был басист, гитарист, все как надо. И тоже достаточно мощно играли. Половину песен мы до сих пор оттуда поем. Они диск записали «Прижилось», только его мало кто слышал. Но Серж мне ничего не говорил по поводу того, чтоб я без него играл, такого вопроса вообще не возникало. Но иногда хочется. Я могу один играть, могу позвать кого-нибудь.

Серж по-прежнему пишет стихотворения. Некоторые я на музыку кладу, но показывал ему далеко не все. Что он скажет – бог его знает. Недавно Серж стихотворение написал новое, когда зимой в Ижевск приезжал. И он сделал «презентацию» новой песни: распевал ее на весь бар. А рядом сидели олдовые мужики – им понравилось, они хлопать давай, подходить, хвалить… Связь, в общем, поддерживаем. Он, кстати, возможно, обратно в Ижевск приедет, если в Питере дела не пойдут. Я знаю, он там участвовал в конкурсе поэтов-чтецов Санкт-Петербурга, занял там чуть ли не первое место.

- Что будете делать, когда он приедет?

- Есть мысль сделать хорошую запись потунабубновских песен. Я с ним вдвоем бы хотел записать диск. В некоторых песнях нужен его голос, не мой. Как это будет – решим, когда Серж приедет. Он довольно критичен в отношении старых вещей. Если он год назад песню написал, то петь он ее уже не хочет. Я считаю, что здесь нет проблемы, можно спокойно и олдовые вещи играть. Но у нас это к разногласиям никаким не приводило никогда. Мы неконфликтные ребята.

- Расскажи какую-нибудь историю из старых добрых времен…

- У нас есть песня – «Купцы». Наталья жила раньше на Либкнехта в доме-свечке, в котором было два подъезда. Перед первым на стене было написано «купцы», между подъездами – «абу», а дальше – «та-та-та». Непонятно, с чем это было все связано, но тем не менее эта последовательность слов стала припевом в песне «Купцы».

- А какой стала для тебя теперь местная музыкальная атмосфера, если сравнивать ее со временем начала «Потунабубна»?

- Тогда мы были молодые, музыки знали мало и только начинали входить в местную рок-тусовку, подружились и дружим до сих пор с «Трали-Вали», с «Анри». То, что мы с «Потунабубен» делали, к музыке вообще никакого отношения не имеет, по-моему. Это был эфир. А сейчас я познакомился с очень замечательными людьми, сумасшедшими в хорошем смысле. И мы планируем поиграть музыки какой-нибудь вместе, но пока еще не решили точно – как это будет выглядеть: может быть, я попою что-нибудь, а может, просто инструменталы попробуем. Еще я все хотел в «Трали-Вали» прийти, электронщины им подбавить всякой разной. Они говорят – приходи, но я просто пока еще не созрел. В общем, идей очень много разных – песен еще куча необработанных, материала много – нового и старого.

- Вам ведь и удмуртских песен доводилось поиграть?

- Да. Там было так. Нам позвонили и говорят: «Тут надо удмуртские песни спеть в рок-обработке». Было достаточно интересно. Я пришел к Надежде Уткиной и попросил ее на фотокамеру записать несколько треков, под гитару спеть. Я запись посмотрел, подумал, что песни-то прикольные, но вот музыку придется переделывать, что я и сделал. Мы с ней порепетировали, она сказала, что очень весело выходит: «Я, например, в мажоре пою, а вы в миноре играете». Я говорю: «Так и оставим». Мы играли с Севычем, басистом потунабубновским, и с музыкантами из «Радио Одного Дня» эти сумасшедшие удмуртские песни. Народ там отплясывал от души.

- Что с бубном? Храните?

- Мы этот бубен купили в «Детском мире» рублей за тридцать. Мы им даже аккомпанировали себе. Но Серж очень любил на сумке лежать и сидеть… Поэтому первый бубен ушел в небытие. Пришлось покупать новый. А где он сейчас – неизвестно, к сожалению. А первый инструмент, на котором играл Серж, была банка со специями, которую он стащил у Натальи из дома.

- «Музыка романтического декаданса» – это как?

- Ну, не знаю. Чего тут объяснять? Серж придумал. Все понятно – романтический декаданс. Кто-то говорит, что мы играем экзистенциальный трэш. Не знаю, правильно это или нет. Пусть говорят что хотят.

Можно, конечно, под конец что-нибудь написать про музыку «Потунабубен». Хотя с тем же успехом получилось бы про нее станцевать. Музыку романтического декаданса лучше просто послушать.

Беседовал Алексей КУТАШОВ