Исполняющий обязанности министра культуры УР Аверьян Христофоров, 16 марта, на заседании президиума УР, представил проект «О признании утратившим силу распоряжения Правительства Удмуртской Республики от 8 сентября 2003 года № 750-р «Об отнесении объектов историко-культурного наследия народа Удмуртской Республики к категории объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального (Удмуртской Республики) значения».

Распоряжением Правительства Удмуртской от 8 сентября 2003 года № 750-р «Об отнесении объектов историко-культурного наследия народа Удмуртской Республики к категории объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального (Удмуртской Республики) значения» ряд объектов недвижимости был отнесен к категории объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения. «Это касается и того объекта», - загадочно произнес и.о. министра в сторону премьера Юрия Питкевича. Напомним, ранее Юрий Питкевич интересовался возможностью «убрать» водонапорную башню в центре Ижевска.

Как говорится в пояснительной записке к документу, указанное распоряжение Правительства Удмуртской Республики в настоящее время противоречит федеральному законодательству по следующим причинам.

Отношения в области охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», который вступил в силу 29.06.2002 г.

Ст. 18 указанного Федерального закона определяет порядок включения объектов культурного наследия в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (далее - Реестр), согласно которому объекты, которые представляют собой историко-культурную ценность и в отношении которых проведена государственная историко-культурная экспертиза, относятся к выявленным объектам культурного наследия со дня поступления в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, документов, перечисленных в статье 17 Федерального закона, а именно:

1) заявление о включении выявленного объекта культурного наследия в
реестр;

заключение государственной историко-культурной экспертизы;

сведения о наименовании объекта;

4) сведения о времени возникновения или дате создания объекта, дате
основных изменений (перестроек) данного объекта и (или) дате связанного с ним
исторического события;

сведения о местонахождении объекта;

сведения о категории историко-культурного значения объекта;

сведения о виде объекта;

8) описание особенностей объекта, послуживших основаниями для
включения его в реестр и подлежащих обязательному сохранению (далее -
предмет охраны);

9) описание границ территории объекта;

фотографическое изображение объекта;

сведения о собственнике объекта культурного наследия и пользователе
объектом культурного наследия;

12) сведения о собственнике земельного участка и пользователе земельным участком, а также о правовом режиме использования земельного участка, в пределах которого располагается объект археологического наследия.

Данные об объектах, представляющих собой историко-культурную ценность, вносятся в специальные документы. Перечень таких документов, формы их ведения определяются Положением о Реестре.

Объекты культурного наследия регионального значения включаются в Реестр федеральным органом охраны объектов культурного наследия по представлению органов государственной власти субъекта Российской Федерации на основании принятого ими решения о включении объектов культурного наследия регионального значения в Реестр.

В нарушении установленных федеральным законом требований по процедуре подготовки принятия решения Правительства Удмуртской Республики об отнесении перечисленных в нем объектов к объектам культурного наследия не был собран полный перечень документов, позволяющих отнести объекты к объектам культурного наследия, и не была проведена историко-культурная экспертиза.

В соответствии со ст. 15, 31 указанного Федерального закона утверждение Порядка ведения Реестра до 01.01.2009 г. было отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации, с 01.01.2009 г. отнесено к полномочиям уполномоченного федерального органа. Утверждение Порядка проведения историко-культурной экспертизы отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации. До настоящего времени указанные нормативные акты не приняты. В связи с отсутствием нормативной базы федеральным органом охраны объектов культурного наследия Реестр не ведется.

На основании изложенного, в целях приведения актов Правительства Удмуртской Республики в соответствие федеральному законодательству предлагаем распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 8 сентября 2003 года № 750-р «Об отнесении объектов историко-культурного наследия народа Удмуртской Республики к категории объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального (Удмуртской Республики) значения» признать утратившим силу.

Законопроект будет представлен для рассмотрения депутатам Государственного Совета Удмуртии 31 марта.