В отличие от Ижевска, где протестное движение горожан в декабре 2008 – январе 2009 гг. сорвало планы властей ликвидировать льготный проезд в городском транспорте для пенсионеров по трудовому стажу, в других городах Удмуртии этот процесс уже начался. Со 2 апреля в Глазове, так называемой «северной столице Удмуртии», отменяется льготный проезд для городских пенсионеров. Впрочем, и в Ижевске ситуация с судьбой «социального проездного» для городских льготников также остается подвешенной.

До последнего времени каждый глазовский пенсионер мог предъявить в городском автобусе пенсионное удостоверение и заплатить за талон на одну поездку не 10 руб., как другие граждане, а всего 6 рублей. Теперь эта практика будет отменена.

Как сообщили корреспонденту «Д» в администрации города, 40-процентная скидка пенсионерам, начиная с апреля 2007 года по настоящий момент, также не обеспечивалась выделением средств из бюджета города, а являлась результатом добровольно взятых на себя обязательств со стороны транспортных предприятий. (До апреля 2007 года бюджет г. Глазова возмещал транспортникам расходы за бесплатный проезд около 5 тысяч городских льготников из расчета 18 проездных талонов на одного человека).

Городские перевозки пассажиров в Глазове осуществляет несколько частных перевозчиков, а также местный филиал ОАО «Удмуртавтотранс», 100 процентов акций которого находятся в собственности УР. Возможно, перемены к худшему для глазовских пенсионеров связаны с политикой именно «Удмуртавтотранса», к которому во второй половине прошлого года правительство Удмуртии присоединило пять автотранспортных предприятий республики (Игринское, Воткинское, Глазовское, Можгинское и Увинское АТП). Сами автоперевозчики ссылаются на кризис и убытки, связанные со значительным сокращением в последнее время пассажиропотока. Сообщается также, что летом покупать билет в автобусах за полную цену придется школьникам и студентам. При этом, как и в других городах республики, в Глазове пока не планируется отмена льготного проезда федеральных и региональных льготников - ветеранов и инвалидов. Единственное изменение коснется увеличения стоимости социального проездного билета с 1 мая 2009 года до 206 руб. (вместо сегодняшней 190 руб.). Однако одновременно, на ту же сумму, вырастет и соответствующая ежемесячная денежная выплата ветеранам.

Напомним, что в Ижевске решение городских властей отменить с 1 января 2009 года «социальный проездной» для 75 тысяч «обычных» пенсионеров вызвало жесткий отпор протестного движения горожан. 15 декабря по центральным улицам столицы Удмуртии под лозунгом сохранения «социального проездного» прошла двухтысячнаядемонстрация, организованная Координационным Советом гражданских действий (КСГД) и региональным отделением партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ». 19 декабря во время голосования в ижевской Гордуме за отмену «социального проездного» несколько десятков пенсионеров перекрыли в знак протеста проезжую часть напротив здания мэрии. 23 декабря группа активистов Общественного совета пенсионеров и КСГД, требующие сохранения льготного проезда, взяли «в кольцо» президента Удмуртии Александра Волкова, который был вынужден в этот же день сделать заявление о необходимости сохранения социального проездного для всех категорий пенсионеров.

Однако на самом деле ситуация с городскими льготниками в Ижевске также остается подвешенной. В настоящее время ни в бюджете города, ни в бюджете республики средств на «социальный проездной» для этой категории пенсионеров не заложено. Формально право на льготный проезд пенсионеров, не имеющих звания ветерана, отменено решением декабрьской сессии Городской думы Ижевска. Убытки транспортников, которые добровольно взяли на себя обязательство сохранить «социальный проездной» (а это порядка 160 млн руб.), никто не компенсирует. При этом задолженность бюджета города перед МУП «ИжГЭТ» на начало года составляла 85 млн руб., а перед ОАО «ИПОПАТ» - 63 млн рублей. Таким образом, по мнению наблюдателей, данное решение являлось чисто политическим и было связано, прежде всего, со стремлением президента Волкова снизить накал протестных выступлений в период принятия кадрового решения о его дальнейшей судьбе. После 20 февраля продление Александра Волкова в президентской должности состоялось, и ситуация может теперь поменяться. «Сегодня право обычных пенсионеров на льготный проезд в Ижевске юридически точно такое же, как в Глазове, - говорит депутат Городской думы г. Ижевска, председатель КСГД Андрей Коновал. – И есть опасность, что точно так же, как в Глазове, оно будет отменено простым решением директоров транспортных предприятий. На митинге 11 апреля мы намерены потребовать обеспечить «социальный проездной» бюджетными средствами».

Между тем, по имеющимся данным, нынешний порядок проезда городских льготников Ижевска в общественном транспорте негласно установлен только до мая текущего года.