Сергея Степашина принимали в Удмуртии на президентском уровне. Столица республики была наводнена милицией задолго до появления его кортежа на улицах города. Руководитель Счетной палаты РФ прилетел в Ижевск в среду, 18 марта, и на два дня стал центром местной политической жизни. Президент Удмуртии Александр Волков, премьер Юрий Питкевич и главный федеральный инспектор Александр Кобзев непрерывно следовали за высокопоставленным визитером, стараясь показать ему все, что принято считать главными достижениями Удмуртии последних лет.

Сергей Степашин оказался хорошим гостем и, видимо, так вошел в новую для себя роль, что начал раздавать обещания, явно выходящие за компетенцию председателя Счетной палаты РФ - органа финансового контроля за исполнением федерального бюджета. «Мы не имеем права бросить на произвол судьбы 5 тысяч работающих, тем более предприятие добилось таких больших успехов, – заявил Сергей Степашин после 20- минутного знакомства с ОАО «ИжАвто». Попавший под кризис автозавод оказался первым из двух предприятий, которые он посетил в Ижевске.

«Будут приняты все меры. Возможно, это будет кредит с особыми условиями, что ускорит работу с компанией «Рено», – пообещал г-н Степашин и сообщил собравшимся в резиденции Президента УР чиновникам республиканских ведомств и главам местных администраций, что «мы договорились с руководством предприятия («ИжАвто»), с руководством республики и с Сергеем Чемезовым (руководителем «Ростехнологии»), что в ближайшие два-три дня мы подготовим председателю правительства конкретные предложения, что необходимо сделать».

Тема совещания, названного в качестве основной причины визита руководителя Счетной палаты РФ, была обозначена как «Социально-экономическое развитие Удмуртской Республики и меры по преодолению мирового финансового кризиса». Сергей Степашин, судя по его заявлениям, смотрит в будущее с большим оптимизмом. По его мнению, «спустя 1,5-2 года «ИжАвто» окажется в авангарде отечественного автостроения». Прийти к такому неожиданному выводу Степашина, видимо, натолкнули наблюдения за отверточной сборкой KIA-Sorrento. «У вас действительно есть что показать - помещение, оборудование, квалифицированные кадры. А Владимир Владимирович здесь был? - рассуждал Сергей Вадимович, стоя возле корейского внедорожника и получив отрицательный ответ, принял важное государственное решение: - Надо бы ему рекомендовать здесь побывать»...

Эстафету у гендиректора ОАО «ИжАвто» Михаила Добындо, проводившего экскурсию по вверенному ему предприятию, принял руководитель группы предприятий «Ижевский машзавод» Владимир Гродецкий. Последний уверял гостя, что «благодаря техническому перевооружению» на входящем в группу «Ижевском оружейном заводе» «сегодня работает высокопроизводительное оборудование, аналогов которому в данный момент нет ни на одном предприятии России». Сергей Степашин верил и возмущался, что наши биатлонисты стреляют из европейских, а не из ижевских винтовок, а уходя, оставил в «книге гостя» пожелание: «Спасибо всем, кто трудится и трудился во славу отечества. Удачи вам в наше непростое время! Ваш Сергей Степашин». «Сергей Степашин лично понаблюдал за работой нового оборудования, удостоверившись в его высоких характеристиках», – не менее пафосно описывали посещение одного из остатков бывшего «Ижмаша» местные СМИ, как будто бы председатель Счетной палаты РФ всю жизнь только и делал, что «удостоверялся в характеристиках» оборудования на оборонных заводах. Но самое сильное (почти детское) впечатление на оружейном производстве на Сергея Степашина произвел пистолет-пулемет «Бизон-2». «Я в первый раз вижу такое оружие, - признался Сергей Вадимович и вдруг нашел ему неожиданное применение. «Оно подойдет для коррупционеров, – уверенно заявил председатель Счетной палаты РФ. - Мы будем их отстреливать из этого чудо-оружия».

Фантазии на тему борьбы с коррупцией на этом не иссякли. В «Зоологическом парке Удмуртии», куда после экскурсий по заводам делегация отправилась в поисках дальнейших мер по преодолению мирового финансового кризиса, новая идея пришла в голову Сергею Шахраю, руководителю аппарата Счетной палаты РФ. Стоя у вольера с белыми медведями, г-н Шахрай придумал еще одну меру: «У вас такие большие медведи, я думаю, мы будем закидывать к ним в вольер коррупционеров», – изрек ветеран политики. На этих двух предложениях руководителей Счетной палаты РФ тема коррупции в Удмуртии, видимо, была исчерпана.

«Зоопарк привел в восторг всю делегацию. Сергей Степашин отметил, что он создан не только для детей, но и для взрослых», – не менее восторженно сообщали о кульминации визита местные СМИ. «Морские котики будто подготовились к визиту первых лиц, – развивала тему официальная ТРК «Моя Удмуртия». - Как только гости подошли к их вольеру, обитатели океанов начали дружно кричать, приветствуя публику. Сергей Вадимович остался очень доволен посещением уникального природного объекта и пообещал вернуться сюда еще раз». «Ижевский зоопарк - это единственный в России зоопарк, построенный в постсоветский период», - констатировал Сергей Степашин, по всей видимости, одобряя расходы бюджета на эти цели, как еще одну антикризисную меру.

По дороге из зоопарка в резиденцию Президента УР, где к тому времени уже собрались участники совещания «Социально-экономическое развитие Удмуртской Республики и меры по преодолению мирового финансового кризиса», делегация заехала в Музейно-выставочный комплекс им. М.Т. Калашникова. Как сообщалось в СМИ, вышли из музея руководители Счетной палаты РФ уже с подарками – юбилейными медалями и монетами. Можно себе представить, как в свете нового антикоррупционного законодательства Сергей Степашин с Сергеем Шахраем и аудитором Михаилом Бесхмельницыным, чтобы не пасть жертвой своих же идей с «Бизоном-2» и медведями, вернувшись в Москву, сдадут полученные подарки, а потом выкупят памятные медали и монеты за свои кровные. «На прощание, - как сообщили информационные агентства, - делегация сфотографировалась на фоне Свято-Михайловского собора, и на этой веселой ноте все отправились в резиденцию». Завершился вечер первого дня визита в Удмуртию еще более весело - банкетом в самом дорогом из построенных в «постсоветский период» Доме дружбы народов. Впрочем, Дом дружбы обошелся казне все же дешевле, чем самый дорогой в «постсоветский период» «Государственный цирк Удмуртии».

На утро следующего дня, 19 марта, руководитель Счетной палаты РФ посетил открытую в прошлом году школу на 80 учеников в селе Юськи, где пожелал девочкам и «будущим хозяйкам хороших женихов», а также побывал в республиканской школе олимпийского резерва по биатлону (где пострелял из винтовки на спортивно-стрелковом комплексе им. генерал-майора А.М. Демидова) и в специализированной детско-юношеской спортивной школе олимпийского резерва по футболу.

По дороге, в районном центре Малая Пурга, Сергей Степашин повторил недавний пиар-ход президента Медведева с посещением местного магазина. Зайдя в торговое заведение под названием «Радамир», председатель Счетной палаты РФ взял там две бутылки водки, хлеб, кильку и, видимо, для большей схожести с президентом - пряники, всего на сумму 577 рублей. «В Москве кильки нет», - объяснил свой выбор высокий гость. «Сергей Степашин был приятно удивлен низкими ценами и высоким качеством продуктов, представленных на витринах. Степашин отметил, что в Москве трудно найти натуральные продукты, да и инфляция высокая, только хлеб подорожал за последнее время в несколько раз», – писали по этому поводу местные СМИ. Президент Удмуртии Александр Волков так растрогался, что «пообещал собрать Степашину в дорогу набор молочной продукции удмуртских производителей». Рассуждения о дороговизне закончились конфузом на кассе - в портмоне главы Счетной палаты РФ оказались лишь пятитысячные купюры, а в кассе сельского магазина не нашлось столько выручки, чтобы сдать сдачу с купюры, которую местные жители, возможно, и в жизни-то никогда не видели. На помощь, как сообщают очевидцы, пришли его компаньоны, оплатившие покупку Сергея Степашина.

В школах олимпийского резерва руководитель Счетной палаты РФ вновь вернулся в роль человека, который может себе позволить почти все. Оказалось, что Сергей Степашин – член президиума совета по подготовке к олимпиаде 2014 года и председатель попечительского совета футбольного клуба «Динамо». Поэтому биатлонистам было обещано «непременно поднять на следующей неделе в Сочи вопрос о федеральной поддержке», а футболистам – «взять, если не шефство над школой, то наладить взаимодействие». В этот момент председатель Счетной палаты РФ был, наверное, похож на Великого Гудвина – волшебника из «Изумрудного города». Однофамилец автора этой сказки – президент Александр Волков - был доволен: еще ни один визит высокопоставленных персон из Москвы не проходил на таком уровне взаимопонимания. «Александр Александрович, помнишь борьбу за власть?» - о чем-то заговорщически намекнул Степашин президенту Удмуртии, вспоминая свой предыдущий визит в Ижевск в 1994 году.

Зачем прилетал?

Если главной темой совещания, проведенного в Ижевске Сергеем Степашиным, был кризис, то среди мер по его преодолению, попавших на ленты информационных агентств, запомнятся две. Первая – обещание лоббировать кредит «на особых условиях» группе СОК, владельцу ОАО «ИжАвто», вторая - громкое заявление об обнаруженной «пропаже» 1,2 триллиона рублей, выделенных на поддержку финансовой стабильности 295 предприятий России. Среди них только одно из Удмуртии – ФГУП «Воткинский машзавод». Остальные (в т.ч. упоминавшиеся ИЭМЗ «Купол» и «Ижевский машзавод), находясь с системе головных предприятий, могут и вовсе остаться без помощи из бюджета. О «пропаже» г-н Степашин, видимо, узнал самым надежным способом – прямо спросив у руководителя группы предприятий «Ижевский машзавод» Владимира Гродецкого, получал ли он бюджетные деньги? «В течение двух дней мы разберемся с этой проблемой и найдем ответственных за то, что федеральные средства до сих пор не дошли до предприятий Удмуртии», – распорядился Сергей Степашин. Так «круто» во время визитов в Ижевск себя, пожалуй, еще никто не вел - ни Путин, ни Медведев…