«ИжАвто» в апреле намерено сократить около 5 тысяч человек. Такая новость появилась на лентах информационных агентств в понедельник, 30 марта, сразу после заявления президента Удмуртии Александра Волкова, сделанного им на совещания с главами субъектов ПФО в Нижнем Новгороде. В пресс-службе ОАО «ИжАвто» официально эти данные не подтвердили, но и не опровергли.

Как объяснил президент Удмуртии, ОАО «АвтоВАЗ» планировало приобрести «ИжАвто», но «на сегодня у АвтоВАЗа возникли свои проблемы, реализация сделки затягивается, и «ИжАвто» будет вынуждено провести массовое сокращение». Александр Волков уже «открестился» от этой непопулярной меры, заявив, что «правительство республики на эту ситуацию повлиять не может».

Конец ренессанса

С тех пор, как в 1997 году на Ижевском автозаводе был выпущен последний «Москвич-412», казалось, у предприятия больше нет будущего – машина морально устарела еще в 80-е годы, а управленцы плановой экономики не могли помочь заводу выжить в новых рыночных условиях. Спасением тогда мог показаться приход в Ижевск «варягов» - самарской группы СОК. В 2005 году на смену ИЖ-2126 пришел корейский седан KIA Spectra, в 2007 г. – джип KIA Sorento. Дела пошли в гору. Только за 9 месяцев 2008 года оборот завода составил 708 млн долларов, а чистая прибыль – $5,2 млн. И тут грянул гром. Вместе с падением цен на нефть упал спрос и на автомобили. В январе нового 2009 года заводской конвейер остановился полностью.

Взгляд изнутри

Я пришел на конвейер ОАО «ИжАвто» в качестве слесаря-сборщика KIA Sorento в последних числах декабря прошлого года. Уже тогда конвейер работал лишь до двух часов дня. Перед Новым годом рабочим объявили - всех отправляют в частично оплачиваемый отпуск сроком до 2 февраля с сохранением 2/3 от среднего заработка на заводе. Нам, новичкам, тогда казалось – это не так уж и плохо. Но за весь январь мы получили 4500 рублей. Следовательно, средний заработок на заводе - около 7 тысяч, немногим больше максимального пособия по безработице.

В последнюю неделю января всех, кто работал на конвейере по сборке самых дорогих машин на «ИжАвто» – Kia Sorento, вывели на работу. План – 25-27 машин в смену. Для ручной сборки, когда каждый сборщик выполняет множество операций, это достаточно много. Например, моя бригада из трех человек устанавливала в джипы ковер, обивку потолка со всеми плафонами, антиблокировочную систему тормозов, стекла багажника. Нам, рабочим, снова показалось, что дела автозавода пошли в гору. Но вскоре стало известно – все собранные нами машины ушли в счет покрытия долга ОАО «ИжАвто» по себестоимости производства – 800 тыс. рублей за каждую. К концу февраля мы собрали необходимое количество машин, и всех рабочих снова отправили по домам, предварительно предложив расписаться в приказе о переводе на трехдневную рабочую неделю сроком с 1 апреля по 1 октября. Сразу предупредили - нерабочие дни оплачиваться не будут. Вообще, полгода - это максимально возможный срок неполной рабочей недели по Трудовому кодексу. Тогда я понял, что на автозаводе больше делать нечего, и написал заявление на расчет по собственному желанию.

Оказался не нужен

В СМИ информация о намерениях АвтоВаза приобрести ОАО «ИжАвто» появилась в феврале 2008 года. В результате долгих и тяжелых переговоров между группой СОК и АвтоВАЗом было, наконец, достигнуто соглашение – в обмен на Ижевский автозавод группа СОК получает 75 процентов акций сервисно-сбытовой сети АвтоВАЗа - ОАО «Лада-Сервис». На одном из этажей завода я видел уже готовые, но пустые кабинеты для нового руководства под яркой вывеской «Администрация концерна АвтоВАЗ–Рено–Ниссан». Но 27 февраля стало известно – сделка сорвалась.

Основная причина срыва сделки, как сообщили СМИ, заключается в том, что АвтоВАЗ не уверен в целесообразности создания дополнительных мощностей по выпуску автомобилей Lada, Renault и Nissan на базе ОАО «ИжАвто» в условиях кризиса. Французы, вполне вероятно, решили еще раз посчитать все выгоды от этой сделки. Ранее компания Renault рассматривала возможность переноса выпуска модели Logan из Москвы, с завода «Автофрамос», в Ижевск.

Вторая причина - нежелание АвтоВАЗа расплачиваться по долгам ОАО «ИжАвто» в размере 2 млрд рублей. Остановка переговоров совпала с опубликованием оферты держателям облигаций «ИжАвто», в которой руководство предприятия предложило выставить ценные бумаги к выкупу 26 марта, либо потребовать досрочного выкупа в том случае, если у завода сменится контролирующий собственник. Однако у АвтоВАЗа, как отмечают эксперты, средств на погашение чужих долгов сейчас нет. В результате будущее ОАО «ИжАвто» оказалось под большим вопросом. По договору с корейской стороной KIA Spectra в Ижевске будет выпускаться лишь до декабря 2009 года. Потом конвейер встанет. Немногим дольше – до 2012 года, мелкими партиями будет вестись сборка KIA Sorento. Также останется ВАЗовская классика – универсал 2104 и фургон на ее базе. Многотысячный коллектив завода остается невостребованным.

Игра в одни ворота

Новые заградительные таможенные пошлины на ввоз иномарок в Россию вступили в силу с 12 января 2009 года. «Растаможка» с этого момента подорожала на 20-80 процентов в зависимости от объема двигателя и возраста автомобиля. С тех пор в стране не утихают вспышки протеста автолюбителей, не готовых пересесть обратно на отечественные автомобили. Особо сильные и многотысячные волнения прошли в этом году во Владивостоке.

Ведение заградительных пошлин на ввоз машин из-за рубежа в правительстве России в очередной раз объяснили необходимостью «поддержать отечественного производителя». В двух словах инициатива выглядит так – подержанные иномарки станут недоступны среднему классу россиян, следовательно, последние начнут покупать отечественные автомобили за те же 250-300 тыс. рублей. А значит, будет работа для российских автомобильных заводов даже в период экономического кризиса.

Итог этих действий – ввоз качественных и недорогих б/у машин из Японии и Европы прекратился почти полностью, таможня России перестала перечислять в бюджет колоссальные суммы в виде налогов. А что же с российскими заводами – они ожили? ГАЗ приостанавливал выпуск своей продукции до 10 марта и сейчас работает неполную рабочую неделю. Конвейер «ИжАвто» стоял весь январь, а теперь завод готов уволить 5000 человек – 90 процентов своих работников. В марте АвтоВАЗ отправил сотрудников в частично оплачиваемый отпуск. Сотрудники Волжского автозавода уже были в длительном оплачиваемом отпуске с 29 декабря по 2 февраля. Лихорадило и конвейер КамАЗа, но его спас крупный заказ грузовиков для Минобороны России. Как говорил Виктор Черномырдин, хотели как лучше, а получилось, как всегда.

И вдруг 30 марта, после визита на АвтоВАЗ Владимира Путина, стало известно, что завод в Тольятти получит 25 млрд рублей из бюджета, хотя по закону максимальная сумма госгарантий предприятию не может превышать 10 миллиардов. Группе «ГАЗ» Владимир Путин пообещал значительно меньше - всего 4 млрд рублей. Мало того, АвтоВАЗ получит еще 90 млрд руб. на создание новых моделей в виде кредитов от государственных банков – Сбербанка, ВТБ и Газпромбанка. Сказка о молочных реках и кисельных берегах в рамках одного предприятия стала реальностью. Про ОАО «ИжАвто» премьер не сказал ни слова.

Грустный итог

По данным газеты «Ведомости», на конец сентября 2008 года размер долга ОАО «ИжАвто» составлял $326,7 млн. За последние два месяца прошлого года среднемесячная выручка компании упала в 10 раз, а банки ограничили заводу кредитные лимиты. Эксперты уверены, что несостоявшаяся сделка с АвтоВАЗом была последним шансом отдать долги кредиторам. В противном случае, «держателям облигаций завода не останется другого выхода, кроме как потребовать деньги». Если это произойдет, то ОАО «ИжАвто», скорее всего, объявят банкротом. И тогда на учет в городскую службу занятости встанут уже не 90, а все 100 процентов сотрудников некогда известного в СССР завода под маркой «Иж».

Алексей ГУЩИН