В феврале Администрация г. Ижевска провела на открытом аукционе закупку 17 благоустроенных квартир. «Закупленные в 2009 году квартиры не предназначены для детей-сирот. Они были закуплены для расселения людей из ветхого жилья», - объяснил Олег Чирков, ведущий специалист городского управления муниципального жилья. «А как обеспечивается законное право воспитанников домов-интернатов на получение квартир?» - поинтересовался я. «В прошлом году мы обеспечили детей-сирот 45 квартирами», - начал отвечать Олег Леонидович. «Отдельными квартирами?» - переспросил я. «Ну, конечно, нет, пока такой возможности не имеется, выделяем по 13 квадратных метров на человека», - уточнил г-н Чирков.

«Квартиры? Какие квартиры, вы что, шутите?! - смеясь, отреагировала на аналогичный вопрос Анна Ивановна Скоркина, заместитель директора школы-интерната № 96. - Из наших воспитанников никто никогда квартир не получал, мне о таких случаях неизвестно. Хотя в очереди все стоят. Хоть и не квартиры, но комнаты в общежитиях, слава Богу, по возможности дают».

«Нет, у нас квартиры из выпускников никто не получал ни в прошлом, ни тем более в этом году», - подтвердила сложившуюся практику и директор школы-интерната № 4 Елена Гизатуллина. «А кто же получает тогда выделенные квартиры, какие интернаты?» - переспросил я. «Не знаю, попробуйте во второй позвонить, в школу-интернат № 2, может быть, у них кто-то получал…» - ответила директор четвертой школы-интерната. Чуда не произошло, там мне тоже ответили отрицательно - никакие квартиры их детям никогда не выделялись.

Телезвезда

Мать Ирины Деминой пила, потом их дом сгорел, так девочка еще в раннем детстве попала в приют. Закончила она школу-интернат № 4. Увлекалась вязанием, жила спокойно, о золотых горах не мечтала, дали бы комнату в общежитии, и на том спасибо. И вот в один прекрасный день Ирину пригласили прямо с работы в школу. Там её ждало телевидение, а вечером сентиментальные телезрители могли смахнуть слезу, смотря душещипательный сюжет в новостях ТК «Новый регион». «Ирина Демина - выпускница. Сегодня педагоги вызвали ее с работы – сообщить радостную новость: вскоре ютиться в чужой квартире не придется – выпускники-сироты получат собственные квартиры. Ирина – первая в очереди. Такого подарка после окончания школы она не ожидала, но Ирина не растерялась и по-хозяйски начала строить планы», - сообщалось в телевизионном сюжете. «Я ее обустрою, чтоб уютно было, красиво и тепло. Наверное, в розовых тонах…» - рассуждала тогда Ирина, ставшая внезапно счастливой обладательницей собственной квартиры.

Я решил узнать, как сложилась судьба девушки, удалось ли Ирине Деминой обустроить свою квартиру так, как она мечтала. Из розового в комнате Ирины сегодня, пожалуй, только календарь на 2009 год с изображением певицы Максим. И все. Небольшая комнатка, где еле-еле разместилась кровать, тумбочка под телевизор и холодильник, - это и есть место обитания «счастливицы», которой пообещали вручить ключи от отдельной квартиры. Общий санузел, отсутствие горячей воды, несколько соседей, обычная коммуналка - одним словом. Это даже не общежитие, это дом, в который временно расселяют людей из ветхого жилья. «Думали, квартиру дадут еще летом прошлого года, ведь пообещали, по телевизору показали, дали осенью восемь квадратных метров вот тут…» – рассказала Ирина. У нее на руках есть договор аренды помещения, согласно которому она арендует свою «каморку» у Управления муниципального жилья Администрации г. Ижевска. Со стороны властей договор подписан начальником управления Буториным Николаем Николаевичем.

Без комментариев

«В прошлом году пообещали выделить квартиру, попросили выбрать счастливчика, ну, мы обрадовались, конечно, решили назвать Ирину Демину, - сообщила Елена Гизатуллина, директор школы-интерната № 4. - Телевидение приехало, показали на всю Удмуртию, что вот, мол, дают квартиру выпускнице интерната, и все… выделили только комнату в общежитии».

«Семьей обзаводиться не собираетесь?» - спросил я Ирину. «Да какая тут семья? Семье жить где-то нужно, а у нас тут даже горячей воды нет». В настоящее время Ирина работает санитаркой в 1-й городской больнице г. Ижевска, отдается работе на все сто, мечтает накопить денег на что-нибудь существенное, на хорошую вещь.

В Министерстве образования Удмуртии отказались комментировать случай с «предоставлением квартиры» Ирине Деминой. Поначалу пообещали перезвонить и сообщить детали, а позже сообщили, что вся информация будет предоставлена только после официального письменного запроса со стороны редакции.

Ирина вышла провожать меня в длинный коридор, где сушились ползунки и прочая детская одежда. «Вы из газеты, да?» - выбежала из кухни молодая женщина с ребенком на руках. «Мы ведь тоже из школы-интерната, вот нам с ребенком выделили 10 квадратных метров на двоих, вы посмотрите, - сказав это, молодая мама распахнула дверь своей комнаты. - Тут же нечеловеческие условия, все отваливается, я сама кое-как еще «подшаманила», ремонтик сделала, чтоб не так страшно было, но ведь тут даже горячей воды нет. Я все пережить могу, но вы представьте, как с ребенком и без горячей воды!.. И вообще, жить тут опасно, дом этот в аварийном состоянии находится!»
Маневренный фонд
Парадокс: переселяя людей из ветхого жилого фонда, власти предоставляют им жилье в маневренном фонде, который тоже находится в аварийном состоянии. И в доме № 201 по улице Удмуртской проживать небезопасно. Смешно? А вот Ирине Деминой, оказавшейся здесь вместо обещанной квартиры, не очень. Не смешно и молодой одинокой маме, живущей с ребенком на 10 квадратных метрах, и всем обитателям этого злосчастного дома, которые годами ждут переселения. Некоторые из них живут здесь уже больше десяти лет. «Все вопросы к начальнику управления Буторину, я-то тут при чем! - восклицала комендант здания, где проживает Ирина Демина, и, выпроваживая меня, повторяла: - Я тут всего лишь работаю, а не квартиры выдаю».

«Дом не был признан аварийным, и к ветхому жилью он тоже не относится», - сообщила Ирина Ахмадеева, ведущий инженер Горжилуправления. «И жалоб не поступало на состояние дома?» - поинтересовался я. «Нет, не было ни одной», - ответила Ирина Павловна. «А вы сами там были, видели эти огромные дыры? Старые трубы?» - «Да о чем вы говорите, здание переведено в маневренный фонд, оно в принципе не может быть аварийным». - «И никто не изучал состояние данного дома?» - «Нет, еще раз повторюсь, здание в маневренном фонде, оно не может быть аварийным!» - «А горячей воды почему нет?» - «А горячая вода не была подведена с самой постройки этого дома, а подводить у нас денег нет, этим муниципалитет, которому и принадлежит данный дом, пускай занимается».

«Да вы только посмотрите, что у нас творится, пройдите по этажам, и все увидите, дом находится в аварийном состоянии, на жалобы не реагируют, ведь мы кто, просто переселенцы, не собственники!» - услышал я от жителя дома № 201, пожелавшего остаться неизвестным.

В заключение

«Очень надеюсь, что мне когда-нибудь удастся выбраться отсюда, - сказала Ирина Демина. – Мне было очень обидно, что меня так обманули, я ведь ничего не ждала, ничего не просила, они сами пообещали, и вот результат…» Соседка с ребенком на десяти квадратных метрах тоже не отчаивается и собирается бороться за переселение из этой резервации.
«В этом году выделено 30 млн рублей на закупку квартир для детей-сирот. Закупать начнем во втором квартале этого года», - пообещал Олег Чирков, специалист управления муниципального жилья. Ирина Демина, ютящаяся на восьми квадратных метрах, надеется на справедливость. Может быть, власти после конфуза с телевизионным сюжетом все-таки найдут в этих 30 млн рублей и деньги на квартиру Ирине. Но как быть с правом всех сирот на получение жилья и обязанностью властей Удмуртии гарантировать это право соответствующей строкой в бюджете. Я решил в конце квартала обзвонить несколько школ-интернатов, чтобы найти хотя бы одного счастливчика, обзаведшегося своей квартирой, а не койко-местом в общежитии или переселенческом фонде.