15 апреля в Ленинском районном суде г. Ижевска началось рассмотрение дела по иску МУП «ИжГЭТ» к заместителю председателя комитета РО партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ», депутату Городской думы г. Ижевска Андрею Коновалу. Исковое требование подписано директором предприятия Игорем Гликманом, который является членом депутатской фракции «Единая Россия» в Гордуме. «ИжГЭТ» требует оплатить убытки, возникшие из-за блокирования движения троллейбусов участниками акции протеста в день «инаугурации» президента Волкова 20 февраля 2009 года.




Ради спокойной инаугурации президент Удмуртии Александр Волков предпочёл столкнуть милицию и народ. г. Ижевск, 20 февраля 2009 года.«Вы кто?» - задала мне вопрос судья Любовь Дудырева, когда я вместе с Андреем Коновалом и его адвокатом Вероникой Федоровой вошла в помещение судебного заседания. «Журналист, - ответила я. - Намерена освещать судебный процесс и информирую вас, что собираюсь вести аудиозапись». «Дайте ваше ходатайство и подождите за дверью», - неожиданно потребовала судья.


Выполнить это требование я отказалась, заявив, что по закону разрешения судьи на присутствие СМИ в открытом процессе не требуется. После короткой нашей перепалки судья Дудырева заявила, что судебное заседание на самом деле ещё не открыто, и предложила присутствующим покинуть помещение. Все вышли в коридор, включая старшего юрисконсульта «ИжГЭТ» Сергея Перегородиева, представляющего в этом деле сторону истца.


Прошло четверть часа, в течение которых судья, видимо, обдумывала эту явно нестандартную для неё ситуацию. Наконец все вернулись в зал, и заседание было объявлено открытым. Однако возникла новая задержка. Андрей Коновал заявил об отводе судьи на основании её решения по одному из предыдущих административных дел, вызывающих, с его точки зрения, сомнение в объективности и беспристрастности судьи Дудыревой. Всем снова предложили выйти в коридор. На рассмотрение ходатайства судья потратила еще около полутора часов, после чего огласила решение об отказе в отводе.


Таким образом, рассмотрение дела началось фактически с двухчасовой задержкой. В своем выступлении представитель истца Сергей Перегородиев заявил, что Андрей Коновал был привлечен 20 февраля 2009 года к административной ответственности за участие в блокировании транспортных коммуникаций в ходе акции протеста. В результате этого было остановлено движение троллейбусов на улице Пушкинской. Перекрытие улицы продолжалось, по данным сотрудников «ИжГЭТ», почти час - с 11.22 до 12.15, что принесло МУП «ИжГЭТ» убыток в размере 13 тыс. 250 рублей.

Конечно, в судебном иске «ИжГЭТ» не получили отражения подробности событий прошлогодней давности. Однако мне они были и так хорошо известны, поскольку мне лично пришлось быть их непосредственным свидетелем.


Напомню, что 20 февраля прошлого года на сессии Госсовета Удмуртии состоялась процедура утверждения Александра Волкова на третий срок президентских полномочий. Сессия проходила в обстановке усиленных мер безопасности. С утра весь микрорайон площадью около 1,5 кв. километров, прилегающий к зданию Госсовета, был оцеплен силами МВД. Примерно в половине двенадцатого около 1000 участников акции, собравшихся на Центральной площади, двинулись в сторону здания Госсовета УР, где должно было состояться пикетирование. Однако движение колонны на пешеходном переходе в районе Дома правительства было заблокировано сотрудниками милиции и ОМОН численностью около 150 человек. «Участники акции вышли на проезжую часть центральной улицы г. Ижевска, ул. Пушкинская, и с 11.30 создали препятствия для движения общественного и личного автотранспорта, - сообщил официальный сайт МВД по УР. - Руководство милиции общественной безопасности посредством громкой связи обратилось с просьбой к активистам и организаторам акции освободить проезжую часть улицы. Однако активисты просьбу не выполнили. Милицией было принято решение о задержании активных членов акции…»


Протестующие скандировали: «Долой Волкова!» и «Волков хуже кризиса!». Примерно через 5-10 минут после начала перекрытия отряд ОМОН предпринял несколько попыток рассечь массу народа и рассеять протестующих. В ходе этой «операции» и был задержан Андрей Коновал, которого, заломив руки за спину, уволокли в зарешеченный милицейский «уазик», стоявший за двойным оцеплением. Причем участникам перекрытия сначала даже удалось «отбить» задержанного, но второй рейд омоновцев оказался более успешным.


Как выяснилось позже, в ходе рассечения колонны спецназом около десятка человек - людей пенсионного возраста - получили телесные повреждения. Тем не менее перекрытие улицы после задержания Коновала продолжалось еще около 40 минут. Ровно до тех пор, пока милиция не предоставила главному редактору газеты «День», руководителю республиканской парторганизации «ПАТРИОТОВ РОССИИ» Сергею Щукину мегафон, с помощью которого была озвучена телеграмма в адрес главы государства с требованием отставки президента Волкова и прозвучал призыв освободить проезжую часть. «В 12.15 участники акции добровольно покинули улицу Пушкинская и движение общественного транспорта было восстановлено», - сообщала на этот счет пресс-служба МВД по Удмуртской Республике.


Но, как говорится, вернемся в зал суда. Слово для возражений было предоставлено ответчику. Андрей Коновал не отрицал, что участвовал в блокировании транспортных коммуникаций, однако не согласился с суммой претензий. Он указал, что был задержан милицией уже через 8 минут после начала перекрытия улицы, о чем свидетельствует протокол задержания.


- Вами представлен расчет убытков исходя из времени блокирования троллейбусных маршрутов, - обратился Андрей Коновал к юрисконсульту «ИжГЭТ». - На каком основании истец полагает, что я принимал участие в блокировании движения на протяжении всего данного отрезка времени?


Сергей Перегородиев принялся сбивчиво объяснять, заглядывая в свои бумаги:


- В соответствии с постановлением по делу об административном правонарушении от 20 февраля в отношении вас. Состав административного правонарушения - неповиновение законным требованиям сотрудников милиции... Вы являлись участником пикета с группой граждан, перекрыли улицу Пушкинскую. На неоднократные требования не реагировали. Составлен протокол. Вы признаны виновным…

- Вы не ответили на мой вопрос… В судебном решении содержится информация о времени блокирования именно с моим участием?


- Временной интервал не прописан в решении, - был вынужден признать юрисконсульт.


- Тогда на каких основаниях вы считаете, что с 11.22 до 12.15 я блокировал?.. – продолжал гнуть свою линию Коновал.


- Непосредственно водителями троллейбусов будут представлены показания. Пока не представлены…


- Ваши свидетели, водители, покажут, что они видели, как лично я с 11.22 до 12.15 что-то блокировал?


- Неправильно говорить за них - мы заявим ходатайство об их вызове в суд… - ушел от ответа Сергей Перегородиев.


В ходе дальнейшего «перекрестного допроса» представитель ответчика прямо признал, что Андрей Коновал не мог лично нанести тот ущерб, который ему выставил «ИжГЭТ».


- Вы в своем иске утверждаете, что я являлся участником пикета вместе с группой граждан… - начал издалека депутат. - Скажите, имеет ли один человек техническую возможность блокировать движение маршрутов в обе стороны, да еще и в присутствии сотрудников правоохранительных органов?


- Если руководствоваться здравым смыслом, полагаю, что нет, это физически невозможно, - ответил юрисконсульт.


- Тогда на каком основании вы предъявляете весь объем убытков одному человеку, хотя признаете, что он не способен был нанести эти убытки?


Сергей Перегородиев на это смог только ответить, что есть лишь формальный повод – признание Коновала виновным в «активном участии в блокировании транспортных коммуникаций».


Адвокат ответчика Вероника Федорова, в свою очередь, запросила дополнительную информацию по расчетам убытков, для чего на следующее заседание будет приглашен главный инженер «ИжГЭТ».


В то же время в письменных возражениях ответчика было указано, что он согласен на мировое соглашение, но лишь «при предоставлении новых расчетов с учетом указанных выше обстоятельств».


«Разделите 13 тысяч рублей на тысячу участников, и я готов оплатить свою долю в 13 рублей», - сказал Андрей Коновал, дружелюбно улыбаясь, представителю истца. «Интересное предложение…» - ответил Сергей Перегородиев, впрочем, без особого энтузиазма.


Следующее судебное заседание было назначено на конец апреля.