«Проект по утилизации заработал. Людям нужны «пятерки», «семерки», АвтоВАЗ не управляется это делать. Сейчас идут переговоры с АвтоВАЗом, чтобы эти модели передать на производство сюда, и тогда в августе сможем запуститься», - пообещал в конце июня президент Удмуртии Александр Волков, заявив, что «в настоящее время ситуация на «ИжАвто» - это самая главная проблема в республике». Теперь вместо обещанного ранее срока – в июле - производство на «ИжАвто» предполагается возобновить до конца третьего квартала 2010 года. «Не успокоюсь, пока автозавод не заработает», - придал президент УР личный оттенок этой теме.

Вместе с тем от него сейчас здесь мало что зависит. И даже при наличии «Меморандума о взаимопонимании между Правительством Удмуртской Республики и компанией Hyundai Motors Company», подписанного 13 апреля, официальных договоренностей с корейскими партнерами, по признанию главы республики, пока нет. Зато в прошлом месяце появился скандальный приказ, обязавший находящихся в ЧАО автозаводцев ежедневно два раза в день отмечаться на проходной завода. В результате многим придётся сделать выбор между перспективой когда-нибудь всё-таки вернуться работать на «ИжАвто» и нынешним своим временным приработком, позволяющим жить не на одно пособие. По мнению экспертов, около трёх тысяч человек, оставшихся на заводе после массовых сокращений в прошлом году, больше не требуются даже в случае возобновления производства на «ИжАвто», и людей просто подталкивают к увольнению по собственному желанию.

Не ошиблись с кандидатурой

Одним из главных событий июня стало назначение нового управляющего Удмуртским отделением № 8618 Сбербанка России. Им стал Николай Коротков, возглавлявший в последние годы филиал ОАО «УралСиб» в Ижевске. Борьба за место руководителя Удмуртского отделения шла с октября прошлого года, но кандидатура Николая Короткова появилась среди основных кандидатов лишь в апреле. В мае его уже начали неформально поздравлять с назначением, а в июне заговорили о том, что Герман Греф не стал визировать это решение.

Тем не менее 28 июня директор Управления по работе с филиалами Центрального аппарата Сбербанка России Наталья Грибкова и председатель Западно-Уральского банка Сбербанка России Владимир Верхоланцев представили президенту Удмуртии именно Короткова. «Надеюсь, что Сбербанк России не ошибся с кандидатурой, – передаёт официальный сайт udmurt.ru реакцию президента Волкова, сын которого Андрей Волков, по утверждению источников, контактирующих с окружением главы республики, лично участвовал в лоббировании кандидатуры Короткова. Впрочем, дистанцировавшись на словах от принятого решения, президент Удмуртии признал: «Для нас назначение Николая Короткова - это решение благоприятное». «Полагаю, что деятельность Николая Алексеевича будет полезной для Удмуртской Республики», – отождествил президент Волков свои интересы с интересами республики. Теперь ожидается, что вслед за Николаем Коротковым на руководящие посты в Удмуртском отделении Сбербанка должны начать перебираться менеджеры АКБ «Ижкомбанк», в учредителях которого, как известно, состоят сын президента Удмуртии Андрей Волков, сын премьера Михаил Питкевич и топ-менеджеры финансово-промышленной группы КОМОС.

Назначение Короткова не единственное позитивное событие для КОМОСа. 23 июня на внеочередном собрании участники ООО «Комос Групп» одобрили сделку по заключению договора с ОАО «Уральский банк реконструкции и развития» по привлечению кредитных средств в размере 1 млрд рублей. Кредит берется сроком не более трех лет под ставку не более 14,5 процента годовых по фактической задолженности. Цель кредитования - пополнение оборотных средств компании.

Гуцериев вернулся

Ещё одно крупное назначение месяца имеет прямое значение для Удмуртии. Акционеры «РуссНефти», контролирующей треть нефтедобычи в республике, на очередном годовом собрании избрали новым президентом компании ее основателя Михаила Гуцериева. Об этом сообщила пресс-служба «РуссНефти». Тем же решением полномочия прежнего президента Олега Гордеева были прекращены. Появление бывшего опального олигарха на нефтяном поле Удмуртии может серьёзно расстроить перспективы команды президента АНК «Башнефть» Виктора Хорошавцева, который наверняка рассчитывал вернуть под своё управление когда-то принадлежавшую ему «дочку» «РуссНефти» - ОАО «Белкамнефть».

Поглощение «Аспэка»

Пока же у президента АНК «Башнефть» есть более актуальная задача – в роли топ-менеджера нефтяной компании поглотить два своих предприятия. Как сообщил в конце месяца вице-президент АНК «Башнефть» по продаже нефтепродуктов и обеспечению углеводородным сырьем Дмитрий Панкратов, компания до конца года планирует закрыть сделку по покупке нефтепродуктового бизнеса холдинга «Аспэк». По словам г-на Панкратова, «Башнефть» рассматривает возможность покупки двух структур - «Аспэк-Нефтепродукт», владеющего 44 АЗС в Удмуртии, и ЗАО «Аспэк» (имеет сеть филиалов, занимается мелкооптовыми продажами нефтепродуктов).

В настоящее время компании подписали меморандум о взаимопонимании по сделке, при этом документально оформленного соглашения пока нет.

«Переговоры идут, в случае достижения взаимных договоренностей мы рассчитываем, что до конца года этот процесс будет завершен», – предположил вице-президент «Башнефти».

Би-би

Без прессы и в неурочный день члены президиума Правительства УР выбрали способ приватизации для 99 238 обыкновенных акций ОАО «ИПОПАТ» (нормативная цена одной акции - 894,9 руб.),

62 871 акции ОАО «Удмуртавтотранс» (526 руб.) и 5282 акций ОАО «Автовокзалы Удмуртии» (1465,4 руб.). Все эти активы, составляющие блокирующие пакеты акций трёх крупных предприятий отрасли, собираются продать на специализированных аукционах. Согласно заявленным нормативным ценам приватизация может принести в республиканский бюджет порядка 200 млн рублей. При этом казна Удмуртии лишается ещё одной группы своих ликвидных активов. По оценке экспертов, в качестве главных лоббистов данных решений выступают премьер Удмуртии Юрий Питкевич и ориентирующийся на него министр транспорта Денис Агашин.

Банк снят

Приказом Банка России от 16 июня 2010 года № ОД-292 была отозвана лицензия на осуществление банковских операций ещё у одной местной кредитной организации - ОАО «Удмуртский Пенсионный банк». По мнению ЦБ, «Удмуртский пенсионный банк» «проводил высокорискованную кредитную политику и не создавал адекватные резервы на возможные потери по ссудам». При этом, по информации ЦБ, кредитная организация представляла в Банк России существенно недостоверную отчетность. Сегодня в «УП-банк» назначена временная администрация сроком действия до момента назначения конкурсного управляющего либо ликвидатора. Банк участвовал в программе страхования вкладов, поэтому Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ) уже сообщила о наступлении страхового случая. Прием заявлений о выплате возмещения по вкладам и иных необходимых документов должен был начаться 30 июня. Победителем конкурса по отбору банков-агентов для выплаты страхового возмещения вкладчикам «Удмуртского Пенсионного банка» признано ОАО «МДМ Банк».

Пролетели

Монополист на рынке авиаперевозок ОАО «Ижавиа» попало в июне в поле зрения экспертов журнала «Forbes». По данным «Forbes», у 13 российских авиакомпаний средний возраст парка самолетов превышает 20 лет. При этом средний возраст всего самолетного парка 35 российских авиакомпаний - 16,3 года. Самый же старый парк оказался у удмуртского авиаперевозчика «Ижавиа», 100-процентным учредителем которого является Минимущества УР. Кроме того, ОАО «Ижавиа» попало ещё и в «чёрный» рейтинг авиакомпаний по числу задержанных рейсов.