Двести тонн дерьма (кодовое название отхода 951 000 00 00 00 0) вытекло в реку Позимь из треснувшей по шву канализационной трубы диаметром один метр. Река поднялась в берегах. Из разговоров с начальниками природоохранных и природопользовательских организаций следует вывод, что во всем этом виновато руководство Удмуртии, которое уже восемнадцать лет не может найти денежные средства на замену канализационных труб.

В распоряжение редакции «Д» попал ряд документов, касающихся крупной аварии в канализационной системе столицы Удмуртии в районе совхоза «Металлург» и реки Позимь. Первое по хронологии письмо было направлено 12 июля начальником ГУ «Удмуртский ЦГМС» Алексеем Бердниковым руководителю Росприроднадзора Владимиру Григорьеву. В письме говорилось буквально следующее: «6 июля на реке Позимь начался подъем уровней воды». Причиной наводнения в сильнейшую засуху, когда власти объявляли Удмуртию зоной бедствия, по сведениям Центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, стал сброс в реку отходов из-за порыва канализационной системы.

Сообщение выглядит абсолютно дико. Сколько нужно отходов сбросить в реку, чтобы в ней поднялся уровень воды? Ответ на этот вопрос удалось найти не сразу. Некоторые цифры были названы в заключении Росприроднадзора, чьи сотрудники выезжали на место аварии. Из документа следует, что площадь загрязнения только земельного участка, прилегающего к реке, составляет 440 кв. метров.

Каков масштаб поражения водного бассейна, пострадавшего от этого аварийного сброса, пока не подсчитано. «Визуально обнаружено, что вся акватория реки заполнена взмученными иловыми отложениями с характерным запахом канализационных стоков», - дополнительно сообщают эксперты. На всякий случай о произошедшем пришлось уведомлять даже территориальное управление Росприроднадзора Республики Татарстан.

Как удалось выяснить, на трубе было два порыва. Один небольшой, который удалось быстро залатать, а второй – тот, который обнаружил Росприроднадзор. По габаритам вторая трещина составляла 80 сантиметров в длину и 4 сантиметра в ширину. При этом сама труба была диаметром в 1000 миллиметров. Трубу фактически разорвало вдоль одного из швов. Контролирующие службы пока не готовы давать какие-либо комментарии. В ЦГСМ сообщили, что их функции ограничивались собственно отправкой письма в Росприроднадзор. При этом скорость реагирования ЦГСМ нельзя назвать оперативной: порыв произошел 6 июля или даже раньше (6 июля был зафиксирован уже подъем уровня воды), а письмо в Росприроднадзор было направлено только 12 июля. Соответственно, целую неделю, а то и больше в Позимь лились канализационные отходы. Росприроднадзору, понятное дело, тоже нужно было время, чтобы отреагировать. Как рассказал Иван Макшанов, заместитель руководителя Росприроднадзора и начальник отдела экологического контроля, 12 июля было получено письмо от ЦГСМ, 13 июля – от МУП «Ижводоканал». В тот же день, 13 июля, Росприроднадзор выехал на место аварии, а 14 июля разрыв трубы был ликвидирован.

Инспекторы Росприроднадзора, выезжавшие на место, взяли пробы воды и почвы. «Если будет превышение нормы, то начнется подсчет нанесенного ущерба. Пока ждем результатов проб», - заявил Иван Макшанов. Кроме того, по словам Макшанова, эксперты еще не разобрались, когда именно началось загрязнение. Это выясняется в ходе расследования.

Желая узнать дополнительные подробности, я позвонил в «Ижводоканал». Это был главный звонок: именно в «Ижводоканале» должны были обладать всей полнотой информации об аварии и её последствиях. Канализационные трубы на реке Позимь переданы в эксплуатацию «Ижводоканалу», хотя и находятся в собственности республики. Ситуация была интересна еще и тем, что с 6 июля никакой информации об этой довольно крупной аварии в средствах массовой информации так и не появилось. То ли никто не знал, то ли все делали вид, что ничего не происходит. Хотя многие проезжавшие в этом районе отмечали характерный запах канализации. Возможно, всё дело в том, что руководитель «Ижводоканала» Анатолий Задоянный является депутатом Городской думы Ижевска и по итогам партийных праймериз собирается выдвигаться от партии «Единая Россия» снова. Возможно, берегли имидж.

В «Ижводоканале» с Анатолием Григорьевичем Задоянным меня не соединили. Удалось поговорить только с его заместителем Леонидом Галашовым. Некоторые вещи прояснились. Известен предварительный объем сброшенных в Позимь канализационных отходов. По утверждению г-на Галашова, это около 200 тонн. Сумму ущерба назвать в «Ижводоканале» затрудняются – ждут результаты экспертизы Росприроднадзора. Однако своей вины в этой аварии не признают.

Как рассказал Леонид Галашов, около реки Позимь проходят две трубы диаметром 1000 миллиметров. Эти трубы проложены здесь ещё в 1972 году. Нормативный срок их эксплуатации 20 лет. То есть начать заменять эти трубы надо было в 1992 году. У республики на эти работы денег не нашлось. В результате в июле 2010 года «отход 951» поднял уровень воды в реке Позимь. Таким образом, в «Ижводоканале» уверяют, что их вины в произошедшем нет. Республиканские власти должны были уже давно вложить деньги в замену этих труб. Сам «Ижводоканал», по словам Галашова, эксплуатируя вверенные им канализационные трубы, обязан лишь производить текущий ремонт, что и осуществлялось. Когда трубу прорвало первый раз (то есть это случалось и до 6 июля), трещина в трубе была величиной с большой палец руки. Ее залатали. Однако, по-видимому, труба на этом участке была настолько сгнившей, что уже через несколько дней здесь же произошел второй порыв, который и вызвал локальную экологическую катастрофу.

«Загрязненная вода попала в Люлинку, из Люлинки в Позимь, из Позими в Иж и так далее», - обрисовал ситуацию Леонид Галашов. При этом «Ижводоканал» уже несколько раз выходил с предложением заменить прогнившие трубы. Республиканские власти денег на это не давали. По словам Галашова, сегодня ситуация сдвинулась с места. Минстрой Удмуртии, по крайней мере, пообещал, что новые коллекторы будут введены в строй к 2012 году. Тогда отходы жизнедеятельности населения столицы республики потекут по другим, более новым трубам. Пока же, как сообщили в «Ижводоканале», вероятность новых порывов не исключена.