4 августа почти в двух десятках городов страны прошли пикеты, митинги, автопробеги и даже флешмобы, участники которых протестовали против резкого роста цен на автомобильное топливо. Организаторы называют эти акции «первым этапом Всероссийской кампании протеста автомобилистов» и, если правительство РФ не примет реальных мер по снижению цен на бензин, обещают организовать 27 сентября, то есть в разгар начинающихся выборов в Госдуму, гораздо более широкую по охвату регионов протестную акцию, причем уже и с политическими лозунгами.


«Если власть не пойдет нам навстречу, мы приложим все силы, чтобы довести до многомиллионной армии автомобилистов, за кого не следует голосовать на всех ближайших выборах», - прозрачно намекает на правящую партию «Единая Россия» и нынешних «первых лиц» государства текст резолюции, принятой во всех 18 городах-«участниках».


Наиболее крупные акции автомобилистов состоялись в пяти городах - Ижевске, Москве, Костроме, Иваново и Архангельске. В четырех из них организаторам удалось провести митинги и автопробеги с участием до 100-120 автомобилей.

В Москве, где к организации акции подключился Межрегиональный профсоюз водителей-профессионалов (МПВП), изначально предполагалось вывести на улицы столицы 200 тяжелых грузовиков, но власти предусмотрительно отказали в проведении митинга на Воробьевых горах и предложили Болотную площадь, на которую из-за запретительных для тяжелого транспорта знаков грузовики проехать бы не смогли. В итоге москвичи провели, по сути, две акции – санкционированный митинг на Болотной площади с 200 участников и неформальный автопробег 30 грузовиков и десятка легковых автомобилей. Сигналя клаксонами, украшенные плакатами грузовики двинулись к центру Москвы, но предупрежденные о стоящих недалеко от Кремля тяжелых эвакуаторах в последний момент изменили движение.


Наиболее многочисленной оказалась акция протеста в Удмуртии, где она прошла сразу в двух городах - Ижевске и Глазове.

В столице республики, Ижевске, на митинг перед зданием горадминистрации собралось порядка 300 человек – почти исключительно молодежь - и около 120 автомобилей. По завершению митинга участники двинулись неформальным автопробегом через весь город в элитный микрорайон «Липовая Роща», где, несмотря на запрет городских властей, перед особняком президента Удмуртии прошёл второй митинг, на котором были предъявлены требования уже к региональному руководству.

В Глазове около 40 автомобилей участников акции были незаконно не допущены полицией к месту ее проведения, и митинг прошел в «традиционной» форме.

С большим энтузиазмом была проведена первая такого рода акция автомобилистов в Архангельске, где к ее организации подключились три небольших неформальных автоклуба, а часть участников прибыла из двух близлежащих городов – Северодвинска и Новодвинска. В Твери, Белгороде, Кирове, Тутаеве, Ставрополье, Ревде прошли средние по численности митинги и (или) автопробеги – с несколькими десятками машин и порядка полусотни протестующих.

В форме символических пикетов акции протеста прошли в Иркутске и Красноярске, где к их организации подключились политические и социальные активисты.

В трех городах, где инициативные группы сложились слишком поздно (в Нижнем Новгороде и Оренбурге - буквально накануне), акция проходила в виде небольших флешмобов и (или) сбора подписей под резолюцией.

В Петербурге активисты движения ТИГР провели у Исаакиевского собора перформанс, декорацией которого стала «Газель» с установленной в кузове бутафорской бензоколонкой в виде виселицы. Почти везде предусмотренное законом согласование акции с властями встретило сопротивление чиновников.

В ряде городов, например, в Ижевске, Белгороде, Тутаеве, акции или отдельные ее этапы (как правило, автопробеги) были проведены вопреки позиции городских властей.

В Кургане проведение акции было вообще сорвано, благодаря действиям полиции. В Кирове у члена местного совета Союза автомобилистов утром в день митинга сотрудники ГУВД провели под явно надуманным предлогом обыск, изъяв компьютер и другую оргтехнику.


Примечательно, что организатором Всероссийской кампании протеста выступил в этот раз неформальный межрегиональный оргкомитет, созданный с помощью контактов в Интернете инициативными группами из разных городов, причем «застрельщиками» его создания выступили не москвичи, а региональные активисты из Ижевска.

Наиболее авторитетные организации российских автомобилистов – ФАР и ТИГР – в акции 4 августа принять участия не смогли (исключение составило Ивановское отделение ФАР), что, видимо, связано с «естественной» паузой после предыдущей активности этих структур. В ряде городов во Всероссийский оргкомитет вошли просто молодые инициативные автовладельцы - даже без какого-то опыта общественной и политической деятельности.

В Москве и Белгороде, правда, организаторами стали лидеры «свободных» (то есть не связанных с ФНПР) профсоюзов, а в Ревде – неформальная группа из таксистов, которая, кстати, так и не установила прямых контактов с Всероссийским оргкомитетом, хотя и приняла на своем митинге единую для всех резолюцию.


Несмотря на жесткую критику «Единой России» и правительства, акция 4 августа носила принципиально внепартийный характер – ни на один из митингов не были допущены флаги с чьей-либо партийной символикой.

Даже в Москве, где на митинг пришел выступить экс-спикер Совета Федерации Сергей Миронов, флаги «эсеров» допущены не были.

В Удмуртии, где активное участие в работе ижевского и глазовского оргкомитетов приняли активисты республиканской парторганизации «Патриотов России», партийная символика также не афишировалась. Тем не менее, «партия власти» достаточно нервно отреагировала на эту неожиданную для нее координацию протестов в различных регионах.

Буквально накануне акции на официальном сайте «Молодой Гвардии Единой России» (МГЕР) появилось сообщение, что «молодогвардейцы» якобы проведут 4 августа всероссийскую акцию против роста цен на бензин путем пикетирования АЗС и офисов нефтяных компаний. Утверждалось, что «подобные протестные акции охватят более 30 регионов».

И действительно, судя по сообщениям СМИ, в нескольких городах пикеты были проведены. Однако, как показало расследование ижевских журналистов, фактическими организаторами этой имитации, по крайней мере, в Удмуртии, стали даже не члены МГЕР, а региональные чиновники.

Всероссийский Оргкомитет оперативно отреагировал на действия МГЕР, заявив, что «расценивает подобные действия партии власти как попытку с помощью подконтрольных СМИ информационно заглушить протест простых автомобилистов и снять ответственность за ситуацию с ценами на бензин с правительства и правящей партии «Единая Россия».


По словам организаторов, в настоящее время ведется диалог с активистами ТИГР и ФАР о совместном продолжении кампании против роста цен на моторное топливо. Если до середины сентября требование добиться снижения цен на 30% (например, 92-го бензина до не более 18 руб. за литр) останется правительством без внимания, то более массовые и радикальные выступления автомобилистов 27 сентября станут неизбежны.