Минимальная цена одной поездки в такси для ижевчан в следующем году может вырасти с 70-100 до 300 рублей, сотни таксистов лишатся заработка, а остальные уйдут в «серую зону» – с 1 сентября в России вступают в силу новые правила пассажирских перевозок, которые, по мнению самих водителей, похоронят отлаженную систему их услуг. Во вторник, 9 августа, на Центральной площади Ижевска состоялась первая массовая акция протеста таксистов против ужесточения законодательства. Организаторы заявляют, что беду еще можно предотвратить – в том случае, если их протест услышат в Госдуме и Госсовете УР.

митинг

Пакет поправок в федеральное законодательство, против которого выступают таксисты, был принят Госдумой в апреле (ФЗ №69 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»). Его нормы будут вводиться в действие в два этапа. С 1 сентября вступает в силу запрет на работу без специальных разрешений, выдаваемых на каждый автомобиль с «шашечками». Чтобы его заполучить, таксисту потребуется заплатить пошлину, зарегистрировать ИП, оформить автомобиль в собственность, перекрасить его в соответствии с «единой цветографической схемой», установить таксометр, организовать предрейсовый медосмотр и т.д., а в дальнейшем – терпеть обостренное внимание со стороны уполномоченных органов, которые будут все это контролировать. На то, чтобы приспособиться к нововведениям, законодатель отводит перевозчикам четыре месяца. С 1 января 2012 года за нарушение предписаний ФЗ №69 начнут штрафовать.

Нововведения стоят денег. Будущие убытки рядовых таксистов и служб такси еще не подсчитаны, тем более что ФЗ №69 предоставляет местным властям право на введение дополнительных требований (в частности, не только нанесение обязательных «шашечек» на борт автомобиля, но и полную перекраску кузова, например, в белый цвет). Неизвестна и точная стоимость разрешений на перевозку пассажиров. Ясно лишь, что в сумме речь идет о десятках тысяч рублей, не считая потерь времени. Этот ущерб неизбежно ударит и по ижевчанам, пользующимся услугами такси: водителям придётся симметрично повысить стоимость проезда, в результате чего она может вырасти в разы.

В ходе подготовки акции протеста интересы хозяев ижевских служб такси и рядовых водителей полностью совпали. В течение двух недель прямо в служебных офисах таксисты собирали подписи к правительству и миндортрансу Удмуртии. Сама акция протеста была назначена на 9 августа. По словам одного из ее организаторов, члена «молодежного парламента» при Госсовете УР Артема Медведева, от участия в акции уклонилась лишь одна крупная ижевская служба легковых перевозок, известная как «Такси 373». Но даже несмотря на это, под обращением к властям было собрано около 1200 подписей таксистов.

«Профессиональное сообщество такси Удмуртии не против закона в целом, однако, против отдельных его пунктов, которые значительно ухудшат ситуацию на рынке», - заявляют подписанты. Впрочем, это выглядело скорее как «военная хитрость», призванная отвести от митингующих обвинения в излишнем радикализме: претензии у таксистов есть практически по каждому «отдельному пункту» поправок в законодательство.

Напротив здания Дома правительства на Центральной площади Ижевска 9 августа собралось около 200 человек. Митингующие развернули полтора десятка плакатов – больше всего досталось «единому цвету такси», который стал в глазах таксистов своего рода символом законодательного маразма. С высоты деревянного табурета, который митингующие использовали вместо трибуны, выступали директора филиалов ижевских служб. По общему мнению митингующих, закон №69 был принят в интересах владельцев крупных таксопарков Москвы: в столице страны, где гастарбайтеры-«бомбилы» на разбитых «Жигулях» составляют серьезную конкуренцию легальным фирмам, проблема контроля за сферой перевозок действительно актуальна. В Ижевске, по оценкам организаторов акции, доля «бомбил» на рынке такси не превышает 2-х процентов, а высокая конкуренция среди крупнейших служб такси обеспечивает дешевый, удобный и безопасный проезд.

Как именно будет реализован новый закон в Удмуртии, никому не известно. «Делегация служб такси две недели назад ходила к министру транспорта Гарину Олегу Владимировичу, - сообщил собравшимся Артем Медведев. – Там прошло совещание, на котором были работники транспортной отрасли. Мы подняли вопрос и услышали не очень приятные вещи: пока нет даже уполномоченного органа в Удмуртской Республике, куда мы могли бы прийти и дать свои предложения. Первого сентября федеральный закон вступит в силу, и хуже всего, если правила примут, а с нами не посоветуются». Есть надежда, что еще до принятия местного закона задний ход даст Госдума: осенью закон №69 может быть пересмотрен в сторону смягчения (соответствующие поправки внесены, но депутаты на каникулах). Участники акций протеста, состоявшихся в начале августа в нескольких городах России, надеются своими выступлениями подтолкнуть к этому законодателей.

Организаторы митинга избегали касаться политики, объявив, что их требования носят исключительно экономический характер. О том, кто принимает все законы в стране, вспомнил лишь один из выступавших, рассказывая об итогах поездки ижевской делегации в Москву на съезд работников такси. По его словам, представители «Единой России» не смогли объяснить, чем руководствовались при принятии закона, и даже обещали рекомендовать к рассмотрению смягчающие поправки. Рядовые водители-таксисты выражались более откровенно: в разгар митинга призыв одного из них – устраивать автопробеги и «блокировать» таким образом дороги, «чтобы Волков в понедельник до работы не доехал» – встретил одобрение со стороны большинства участников акции. У организаторов не сразу получилось призвать шумных коллег к порядку, а один из них, взяв мегафон, отреагировал: «Если эта акция не даст эффекта, тогда, наверное, будем перекрывать».