На прошлой неделе два наиболее известных в отстаивании интересов российских автомобилистов общественных объединения заявили о своем участии в работе неформального оргкомитета по подготовке Всероссийской акции протеста против роста цен на бензин, назначенной на 24 сентября. С учетом региональных структур ФАР и ТИГР уже сегодня местные оргкомитеты акции действуют в 56 городах страны, но ко дню единых выступлений их число может возрасти еще более. Участники «бензинового бунта» в этот раз намерены призвать избирателей голосовать против партии «Единая Россия» и обещают продолжить уличные выступления вплоть до декабрьских выборов в Госдуму, если цены на бензин не будут существенно снижены.


Чем ближе дата выборов в парламент, тем все больше нарастает координация в протестном движении российских автомобилистов. Если в первой половине года уличные выступления против резкого повышения цен на автомобильное топливо были по преимуществу разрозненными, то уже 4 августа в один день с общей резолюцией выступили автомобилисты 18 городов страны.
Созданный по инициативе ижевских автомобилистов неформальный оргкомитет всероссийской кампании протеста и после акции 4 августа продолжил свою работу, а в начале сентября была достигнута договоренность об объединении усилий по подготовке акции 24 сентября с такими общественными объединениями, как Федерация автомобилистов России (ФАР) и Товарищество инициативных граждан России (ТИГР), которые до этого вели собственные протестные кампании.


«Уже сегодня, - говорит один из «федеральных» координаторов акции автомобилистов Андрей Коновал (Ижевск), - во всероссийский оргкомитет вошли представители инициативных групп из 56 городов от Калининграда до Владивостока. В большинстве своем это обычные ребята, далекие от общественно-политической деятельности, иногда лидеры местных неформальных автоклубов, еще реже гражданские активисты или представители «свободных» профсоюзов автоперевозчиков. То, что к нашему оргкомитету присоединились опытные активисты ФАР и ТИГР, серьезно усилит и массовость, и вес готовящихся выступлений». Андрей Коновал уверен, что за оставшееся до 24 сентября время список региональных координаторов перевалит за шестьдесят. «Цены продолжают расти, накал возмущения только нарастает, действия правительства в этой сфере выглядят профанацией», - отмечает активист.

«В феврале 2011 года Владимир Путин потребовал от Федеральной антимонопольной службы (ФАС) «разобраться с завышением цен на бензин», - напоминает президент Федерации автомобилистов России Сергей Канаев. - В результате цены на бензин упали на один рубль, а спустя полгода – выросли на пять».


В начале этой недели председатель Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов Александр Котов (Москва), направлявший по поручению оргкомитета на имя первых лиц государства резолюцию августовских митингов, получил от Министерства энергетики РФ официальный ответ. По мнению Александра Котова, правительство России «расписывается этим письмом в своем бессилии или нежелании обеспечить снижение цен на моторное топливо в стране». «…В соответствии с действующим законодательством цены на нефтепродукты не подлежат регулированию, являются свободными и формируются продавцами, исходя из складывающегося спроса и предложения на внутреннем рынке и экспортной альтернативы (цены на нефтепродукты на мировых рынках за вычетом транспортной составляющей и экспортной пошлины)», - сообщается в письме Минэнерго. «Министерство признает, что одним из главных факторов повышения цен на бензин является рост цен на нефтепродукты на внешних рынках, то есть, по сути, жадность российских нефтяных компаний, не ограниченная действиями правительства», - комментирует этот пассаж Андрей Коновал.


Александр Котов в свою очередь отмечает, что Минэнерго в своем письме и не скрывает, что принимаемые сегодня правительством меры направлены не на снижение грабительских цен на бензин, а лишь якобы на развитие нефтеперерабатывающей отрасли в России. «Реализация указанного налогового режима позволит сформировать действенный механизм мотивации участников рынка к повышению качества и глубины переработки нефти, ускоренной модернизации НПЗ и обеспечению эффективной деятельности в секторе переработки нефти», - честно сообщают автомобилистам чиновники. Что касается монопольно высоких цен на бензин, то Минэнерго предложило участникам митингов протеста «в случае их выявления обращаться в Федеральную антимонопольную службу России». О том, насколько малоэффективны оказались недавние многомиллионные штрафы ФАС на операторов сетей АЗС, чиновники в письме, конечно, не упоминают.


«Когда мировые цены на нефть ползут вверх, внутренние цены на бензин повышаются, когда цена на нефть падает, российские цены на топливо остаются на прежнем завышенном уровне или временно снижаются на считанные копейки, а потом снова идут вверх, - комментирует «федеральный» координатор акции от ТИГР Александр Расторгуев (Санкт-Петербург). - При этом представители власти пытаются убедить, что всему виной законы рынка и они бессильны повлиять на ситуацию. Между тем налицо картельный сговор немногочисленных топливных монополистов, притом что большинство из них фактически находятся в госсобственности».


Неудивительно, что протестные настроения в среде автомобилистов растут. В соцсетях, на веб-странице оргкомитета акции протеста http://vkontakte.ru/nobenzin, был проведен опрос среди потенциальных участников митингов: «Если власти не снизят цены на бензин, должны ли автомобилисты призвать граждан не голосовать за «Единую Россию»?» Всего в опросе приняли участие 606 человек. Подавляющее большинство - 82,5% (500 человек) - полагают, что необходим призыв голосовать против «Единой России». Ещё 14% (85 человек) считают, что вопрос об «Единой России» - второстепенный на акции против роста цен на бензин, но при этом они не против того, чтобы подобный призыв прозвучал: «Можно призвать, а можно нет. Это не главное в акции 24 сентября». Лишь 3,5% (21 участник) посчитали, что призыв «голосовать против «ЕдРа» - это «слишком радикальный лозунг».


Кстати, одной из причин корректировки даты сентябрьской акции, ее переноса с заявленного ранее 27-го на 24 сентября, стало стремление автомобилистов более четко продемонстрировать свою оппозицию «Единой России», назначившей проведение своего предвыборного съезда в Москве тоже на 24 сентября. Не исключено проведение и какой-то нестандартной акции «на подступах» к месту проведения съезда.


Там, где полностью избежать «партийного» фактора в условиях надвигающихся выборов не удастся, организаторы намерены принять меры, чтобы не допустить «присвоения» акции какой-либо одной партией. «В понедельник на собрании ижевского оргкомитета акции, - рассказывает Андрей Коновал, к слову, являющийся одним из лидеров региональной парторганизации «ПАТРИОТОВ РОССИИ» в Удмуртии, - было, например, принято решение пригласить к участию в акции 24 сентября все партии, кроме «Единой России», но на определенных условиях. Во-первых, партийная символика регламентом акции будет ограничена лишь по одному флагу от одной партии.
Во-вторых, в выступлениях не будет допущена агитация за одну конкретную партию. Для давления на «партию власти» важна агитация за провал «Единой России» на выборах».
Показательно, что попытки «Единой России» вовлечь активистов автомобильного сообщества страны в поле своего влияния на сегодня можно считать проваленными – зафиксированы лишь единичные случаи такого рода.
Членов организации «Убитые дороги Пскова», вступившей в «путинский» Народный фронт, пришлось даже отправить в автопробег до Владивостока, чтобы создать хоть какую-то видимость общероссийского характера этого проекта.


Основное требование автомобилистов на акции 24 сентября остается прежним – снижение топливных цен на 30%, а именно: бензин АИ-92 должен быть не более 15 руб./л, бензин АИ-95 – не более 18 руб./л. Кроме того, в единую для всех городов резолюцию будет, скорее всего, по предложению ФАР и ижевского оргкомитета включено и требование организации переговоров – создания при правительстве соответствующей комиссии, в которую должны войти представители протестующих.