фото Почему так важно иметь машину, которая обладает особой 'крутизной'? Чтобы подчеркнуть значительность своего дохода, пустить пыль в глаза или лишний раз подразнить налоговую полицию? Возможно, из-за простого удобства. Ведь обладание иностранным автомобилем делает окружающих куда дружелюбнее к вам. Особенно это касается продавцов непродовольственных товаров, а также сотрудников салонов красоты и парикмахерских.
'Немцы' в городе Считалось и считается до сих пор, что у владельца мерседеса жизнь удалась. Даже российский президент В.В. Путин эксплуатирует бронированный лимузин мерседес S-класса, и на торжественных выездах его всегда сопровождает конвой 'геландевагенов' (специальных опять же эскортных мерседесов). Хромированная звезда Mercedes Benz с тремя лучами на протяжении десятилетий не только подчеркивала социальный статус владельца, но и говорила о его изысканном вкусе, высоких деловых качествах или практичности хозяина автомобиля. Множество анекдотов, притч и прочих образчиков народного творчества связано с этой маркой автомобилей, что, безусловно, говорит о ее популярности. Пусть это будет даже совсем старенькая комиссионная '190-я' модель, все равно это мерседес - 'как у Путина'. К слову, все приезжающие в наш город знаменитости, хоть от мира музыки, хоть от мира политики, предпочитают перемещаться по Ижевску именно на мерседесе. Свежий пример - лидер СПС Борис Немцов во время апрельского визита для экскурсии по Ижевску выбрал серебристый мерседес, а не 'Волгу', на которую когда-то сам же пытался пересадить всех российских чиновников. Но заблуждается тот, кто считает, что богатых людей из Ижевска стоимость авто волнует в последнюю очередь (а мерседес остается все-таки машиной очень дорогой). Когда все прочие качества автомобиля подкрепляются привлекательными цифрами на ценниках, покупателю труднее устоять перед соблазном. Яркий пример тому - Audi. Благодаря специальным ценам для России и желанию закрепиться на российском рынке у этой марки все больше поклонников, как среди удачливых молодых менеджеров государственных предприятий, так и среди процветающих бизнесменов. В 1999 году, например, среди поклонников этой марки числился и небезызвестный Сергей Чикуров. Часто его Audi можно было заметить несущейся на большой скорости по Воткинскому шоссе. Как утверждают очевидцы, ход чикуровского автомобиля отличался особой легкостью и плавностью. Видимо, сам Сергей Витальевич так сроднился со своей служебной Audi, что в 2000 году решил выкупить ее у своего же предприятия 'УНГС-Город' за оскорбительно низкую для этой марки сумму - за каких-то 400 тысяч рублей. Помимо вышеупомянутого автомобиля, за Чикуровым числится Opel, американская марка 'Шевроле-Блейзер', внедорожник 'Ланд Крузер' и два мерседеса - джип и седан. Генеральный директор ЗАО АСПЭК Валерий Бузилов тоже предпочел Audi. За рулем этого автомобиля часто можно видеть прекрасную половину Валерия Викторовича - его супругу. Другим поклонником немецких авто является Владимир Шмелев, заместитель генерального директора 'Удмуртнефти', который не изменяет своему серебристому BMW уже несколько лет, несмотря на то, что его 'семейный' автопарк содержит и другие марки. Среди поклонников 'немцев' представительского класса числится бизнесмен и депутат Василий Шаталов. Он рулит Volvo очень романтического и изысканного цвета - 'серебристая лунная пыль'. И хотя наш герой по жизни, как известно, отличается весьма бурным темпераментом, водит машину он хоть и резво, но очень аккуратно. Кстати, такая характеристика стиля вождения может быть отнесена к большинству водителей иномарок. Кто-то не может позволить себе лихачества из-за своего чина, кто-то бережет свое автомобильное капиталовложение, так как сам его заработал.
Джипы - символы и реальность Так уж повелось на Руси: если у тебя джип, то для всех ты обязательно бандит. Может, сам людей и не убиваешь, но что воруешь - уж точно. У простых обывателей, особенно пенсионного и предпенсионного возраста, этот стереотип подогревается отечественными сериалами типа 'Бригада', 'Менты', 'Люди и тени - 1, 2'. Но оказывается, за рулем джипа может сидеть и интеллигентный человек. Так, уже несколько лет известный кардиохирург и до недавнего времени главный врач Республиканского кардиологического диспансера Евгений Одиянков сидит за рулем красного джипа, а ректор одного из наших университетов имеет хоть и старенький, и зеленый, но тоже - джип. Импортные внедорожники предпочитают топ-менеджеры ИЭМЗ 'Купол' и 'УдмуртТелекома'. По слухам, у генерального директора последнего предприятия Сергея Фомичева их даже два (если не больше), и оба - новеньких моделей.
фотоПатриоты Среди известных в республике лиц, поддерживающих отечественный автопром, замечены Владимир Забильский и министр торговли Петр Пономарев. Они оба водят жигулевские 'десятки', чем очень довольны. 'Десятками' рулит и весь цвет 'Иж-авто'. Их машины пригнаны сюда специально из Тольятти и только внешне походят на все остальные 'десятки', прописанные в нашем городе. По слухам, эти машины наворочены таким тюнингом, который простым смертным не по карману. В него, в частности, включена полная шумоизоляция. Как свидетельствуют очевидцы, сидя внутри модернизированной 'десятки' с таким 'богатым внутренним миром', чувствуешь себя точно так же, как если бы ты сидел в банальном Audi или мерседесе. На 'Жигулях' ездит и президент 'Продторга' Азат Галеев - его машина отличается качественной тонировкой стекол и прочими автомобильными 'феничками'. На взгляд имиджмейкеров, владение отечественным автомобилем - это признак близости наших политиков и предпринимателей к народу, вроде пресловутой кепки Лужкова или китайской кожаной куртки для пропагандистских выходов 'в народ' Виктора Анпилова. Известно, что 'штабы' рекомендуют любителям иномарок, решившим куда-нибудь баллотироваться, на время предвыборной кампании пересесть на отечественные авто. Чаще всего под отечественным в этом случае понимается простенькая 'Нива', которая в толще электорального сознания с советских времен ассоциируется с престижным, но не официозным народным авто.
С девицами в кабриолете С исчезновением в 2000 году из Ижевска афериста всероссийского масштаба, владельца автомастерской на Зимней, 11 Айрата Гилязева, известного в нашем городе под именем Владимира Рожкова, столица Удмуртии утратила единственный раритетный кабриолет. Бывало, г-н Рожков загружал в него пару-тройку стройных блондинок, к которым имел такую же слабость, как и к дорогим, редким и чужим автомобилям, и катался вдоль по Пушкинской с ветерком, привлекая внимание озабоченных проблемами горожан. Но лишь только осень устилала желтыми листьями дорогу к любимому Рожковым кафе, он тут же менял кабриолет на опять же единственный (по тем временам, то есть в 1998-2000 гг.) в городе Lexus с салоном цвета camel, с отделкой дорогими породами дерева и прочим эксклюзивом. Только зимой наш герой был практически 'как все' (в смысле - бизнесмены с примерно таким же уровнем доходов) - седлал черный автобусообразный джип. Уже пять лет прошло с того веселого и бесшабашного времени, когда он начал развращать местную элиту, соблазняя ее крадеными автомобилями. Убегая в федеральный розыск, Рожков-Гилязев не оставил себе достойную замену со столь же ярким и запоминающимся автопарком. Поговаривают, коллекцию побывавших в его руках автомобилей по стоимости можно сравнить только с автоколлекцией генсека Леонида Брежнева.
Новые рубежи Однако все проходит. Сегодня истинная 'крутизна' и подлинный шик все меньше измеряются дорогущими иномарками. Wrangler синего цвета, с багажником, украшенным фарами, принадлежащий молодому совладельцу магазина 'Париж', уже порядком намозолил глаза и не вызывает наивного восторга у пешеходов школьного и дошкольного возраста, как несколько лет назад. То же самое можно сказать о серебристом 'жуке' ЭЛМИ, о белом лимузине марки 'линкольн' длиной 8,5 метра и никелированном черном ЗИМе, принадлежащем одному из сотрудников МАРК-ИТТ. Сегодня на замену автомобилям как средству самовыражения и подтверждения высокого социального статуса грядут скутеры, чопперы и прочие 'каракатицы'. Но главной 'фишкой' сезона становятся... яхты, многочисленное скопление которых недавно наблюдалось на Каме. Что оправдывает один из рекламных слоганов немецкой марки машин: 'Только высокий интеллект может позволить себе такую роскошь'. Интересно, по каким приметам сейчас придется ориентироваться тем же самым продавцам и парикмахерам?