Почему так важно иметь машину, которая обладает особой 'крутизной'? Чтобы подчеркнуть значительность своего дохода, пустить пыль в глаза или лишний раз подразнить налоговую полицию? Возможно, из-за простого удобства. Ведь обладание иностранным автомобилем делает окружающих куда дружелюбнее к вам. Особенно это касается продавцов непродовольственных товаров, а также сотрудников салонов красоты и парикмахерских.
'Немцы' в городе
Считалось и считается до сих пор, что у владельца мерседеса жизнь удалась. Даже российский президент В.В. Путин эксплуатирует бронированный лимузин мерседес S-класса, и на торжественных выездах его всегда сопровождает конвой 'геландевагенов' (специальных опять же эскортных мерседесов). Хромированная звезда Mercedes Benz с тремя лучами на протяжении десятилетий не только подчеркивала социальный статус владельца, но и говорила о его изысканном вкусе, высоких деловых качествах или практичности хозяина автомобиля. Множество анекдотов, притч и прочих образчиков народного творчества связано с этой маркой автомобилей, что, безусловно, говорит о ее популярности. Пусть это будет даже совсем старенькая комиссионная '190-я' модель, все равно это мерседес - 'как у Путина'. К слову, все приезжающие в наш город знаменитости, хоть от мира музыки, хоть от мира политики, предпочитают перемещаться по Ижевску именно на мерседесе. Свежий пример - лидер СПС Борис Немцов во время апрельского визита для экскурсии по Ижевску выбрал серебристый мерседес, а не 'Волгу', на которую когда-то сам же пытался пересадить всех российских чиновников.
Но заблуждается тот, кто считает, что богатых людей из Ижевска стоимость авто волнует в последнюю очередь (а мерседес остается все-таки машиной очень дорогой). Когда все прочие качества автомобиля подкрепляются привлекательными цифрами на ценниках, покупателю труднее устоять перед соблазном. Яркий пример тому - Audi. Благодаря специальным ценам для России и желанию закрепиться на российском рынке у этой марки все больше поклонников, как среди удачливых молодых менеджеров государственных предприятий, так и среди процветающих бизнесменов. В 1999 году, например, среди поклонников этой марки числился и небезызвестный Сергей Чикуров. Часто его Audi можно было заметить несущейся на большой скорости по Воткинскому шоссе. Как утверждают очевидцы, ход чикуровского автомобиля отличался особой легкостью и плавностью. Видимо, сам Сергей Витальевич так сроднился со своей служебной Audi, что в 2000 году решил выкупить ее у своего же предприятия 'УНГС-Город' за оскорбительно низкую для этой марки сумму - за каких-то 400 тысяч рублей. Помимо вышеупомянутого автомобиля, за Чикуровым числится Opel, американская марка 'Шевроле-Блейзер', внедорожник 'Ланд Крузер' и два мерседеса - джип и седан.
Генеральный директор ЗАО АСПЭК Валерий Бузилов тоже предпочел Audi. За рулем этого автомобиля часто можно видеть прекрасную половину Валерия Викторовича - его супругу.
Другим поклонником немецких авто является Владимир Шмелев, заместитель генерального директора 'Удмуртнефти', который не изменяет своему серебристому BMW уже несколько лет, несмотря на то, что его 'семейный' автопарк содержит и другие марки.
Среди поклонников 'немцев' представительского класса числится бизнесмен и депутат Василий Шаталов. Он рулит Volvo очень романтического и изысканного цвета - 'серебристая лунная пыль'. И хотя наш герой по жизни, как известно, отличается весьма бурным темпераментом, водит машину он хоть и резво, но очень аккуратно. Кстати, такая характеристика стиля вождения может быть отнесена к большинству водителей иномарок. Кто-то не может позволить себе лихачества из-за своего чина, кто-то бережет свое автомобильное капиталовложение, так как сам его заработал.
Джипы - символы и реальность
Так уж повелось на Руси: если у тебя джип, то для всех ты обязательно бандит. Может, сам людей и не убиваешь, но что воруешь - уж точно. У простых обывателей, особенно пенсионного и предпенсионного возраста, этот стереотип подогревается отечественными сериалами типа 'Бригада', 'Менты', 'Люди и тени - 1, 2'. Но оказывается, за рулем джипа может сидеть и интеллигентный человек. Так, уже несколько лет известный кардиохирург и до недавнего времени главный врач Республиканского кардиологического диспансера Евгений Одиянков сидит за рулем красного джипа, а ректор одного из наших университетов имеет хоть и старенький, и зеленый, но тоже - джип. Импортные внедорожники предпочитают топ-менеджеры ИЭМЗ 'Купол' и 'УдмуртТелекома'. По слухам, у генерального директора последнего предприятия Сергея Фомичева их даже два (если не больше), и оба - новеньких моделей.
Патриоты
Среди известных в республике лиц, поддерживающих отечественный автопром, замечены Владимир Забильский и министр торговли Петр Пономарев. Они оба водят жигулевские 'десятки', чем очень довольны. 'Десятками' рулит и весь цвет 'Иж-авто'. Их машины пригнаны сюда специально из Тольятти и только внешне походят на все остальные 'десятки', прописанные в нашем городе. По слухам, эти машины наворочены таким тюнингом, который простым смертным не по карману. В него, в частности, включена полная шумоизоляция. Как свидетельствуют очевидцы, сидя внутри модернизированной 'десятки' с таким 'богатым внутренним миром', чувствуешь себя точно так же, как если бы ты сидел в банальном Audi или мерседесе.
На 'Жигулях' ездит и президент 'Продторга' Азат Галеев - его машина отличается качественной тонировкой стекол и прочими автомобильными 'феничками'. На взгляд имиджмейкеров, владение отечественным автомобилем - это признак близости наших политиков и предпринимателей к народу, вроде пресловутой кепки Лужкова или китайской кожаной куртки для пропагандистских выходов 'в народ' Виктора Анпилова. Известно, что 'штабы' рекомендуют любителям иномарок, решившим куда-нибудь баллотироваться, на время предвыборной кампании пересесть на отечественные авто. Чаще всего под отечественным в этом случае понимается простенькая 'Нива', которая в толще электорального сознания с советских времен ассоциируется с престижным, но не официозным народным авто.
С девицами в кабриолете
С исчезновением в 2000 году из Ижевска афериста всероссийского масштаба, владельца автомастерской на Зимней, 11 Айрата Гилязева, известного в нашем городе под именем Владимира Рожкова, столица Удмуртии утратила единственный раритетный кабриолет. Бывало, г-н Рожков загружал в него пару-тройку стройных блондинок, к которым имел такую же слабость, как и к дорогим, редким и чужим автомобилям, и катался вдоль по Пушкинской с ветерком, привлекая внимание озабоченных проблемами горожан. Но лишь только осень устилала желтыми листьями дорогу к любимому Рожковым кафе, он тут же менял кабриолет на опять же единственный (по тем временам, то есть в 1998-2000 гг.) в городе Lexus с салоном цвета camel, с отделкой дорогими породами дерева и прочим эксклюзивом. Только зимой наш герой был практически 'как все' (в смысле - бизнесмены с примерно таким же уровнем доходов) - седлал черный автобусообразный джип. Уже пять лет прошло с того веселого и бесшабашного времени, когда он начал развращать местную элиту, соблазняя ее крадеными автомобилями. Убегая в федеральный розыск, Рожков-Гилязев не оставил себе достойную замену со столь же ярким и запоминающимся автопарком. Поговаривают, коллекцию побывавших в его руках автомобилей по стоимости можно сравнить только с автоколлекцией генсека Леонида Брежнева.
Новые рубежи
Однако все проходит. Сегодня истинная 'крутизна' и подлинный шик все меньше измеряются дорогущими иномарками. Wrangler синего цвета, с багажником, украшенным фарами, принадлежащий молодому совладельцу магазина 'Париж', уже порядком намозолил глаза и не вызывает наивного восторга у пешеходов школьного и дошкольного возраста, как несколько лет назад. То же самое можно сказать о серебристом 'жуке' ЭЛМИ, о белом лимузине марки 'линкольн' длиной 8,5 метра и никелированном черном ЗИМе, принадлежащем одному из сотрудников МАРК-ИТТ.
Сегодня на замену автомобилям как средству самовыражения и подтверждения высокого социального статуса грядут скутеры, чопперы и прочие 'каракатицы'. Но главной 'фишкой' сезона становятся... яхты, многочисленное скопление которых недавно наблюдалось на Каме. Что оправдывает один из рекламных слоганов немецкой марки машин: 'Только высокий интеллект может позволить себе такую роскошь'.
Интересно, по каким приметам сейчас придется ориентироваться тем же самым продавцам и парикмахерам?
Газета №26 (0622) / 26 июня 2003 г.
НЕ РОСКОШЬ, А СРЕДСТВО САМОВЫРАЖЕНИЯ
Весьма обеспеченный ижевчанин заказал себе по каталогу современную модель автомобиля на одном американском заводе. Но вот беда, переводчик, видимо, неправильно перевел название оттенка цвета материала, которым был отделан салон, и заказчик без лишних колебаний вернул изделие на завод. Ошибка была исправлена буквально мигом. Счастливый обладатель проехался на автомобиле несколько раз... и навсегда запер машину в гараже.