События 5 октября в Ижевске оставили двойственное впечатление. С одной стороны, власти, которые ранее заявляли о неприемлемости  шествия по центральным улицам города в рабочий день, не решились на организацию силовых действий против  2-тысячной демонстрации пенсионеров. В то же время – непосредственной реакции властей на акцию протеста не последовало: Дом правительства, у стен которого участники акции требовали сохранения социального проездного и встречи с первыми лицами республики, ответил молчанием. Тем не менее 5 октября четко показало - затягивание властями вопроса с социальным проездным будет означать нарастание проблем самой этой власти. А значит, при сохранении прежнего напора протестной кампании вопрос, так или иначе, будет решен.


То, что у властей республики и города пока не созрело решение, как реагировать на нарастающий протест ижевских пенсионеров, стало ясно еще в конце прошлой недели. Во-первых, просочилась информация, что «Временная депутатская комиссия по вопросам общественного транспорта», созданная из депутатов ижевской Гордумы, Госсовета Удмуртии и ряда чиновников, не смогла выработать какого-либо приемлемого решения проблемы. Во-вторых, на имя одного из официальных организаторов предстоящих акций протеста было направлено ничего не значащее письмо главы города Виктора Балакина, где фактически дублировались прежние его заявления о трудностях с бюджетом и о создании вышеупомянутой «временной комиссии», которая должна (цитирую) «разобраться в сложившейся ситуации и найти оптимальное решение данной проблемы».


Более того, несмотря на то, что значительная часть митингующих пенсионеров в течение часа стихийно перекрывала напротив Дома правительства центральную автомагистраль города, во вторник на официальном сайте МВД Удмуртии появилось сообщение, что во время массовой акции протеста 5 октября «нарушений общественного порядка не допущено».


Решение властей «не делать резких движений» - то есть не применять каких-либо явных репрессивных действий против организаторов и участников уличных выступлений, но в то же время и не спешить идти на уступки - вполне объяснимо. Во-первых, сказываются последствия применения силы ОМОНом против участников акции протеста 20 февраля – в день «инаугурации» президента Волкова. Тогда физические повреждения получили около десятка пенсионеров, и разбирательство по вопросу о незаконном применении насилия органами правопорядка еще до сих пор не закончено. Во-вторых, одно дело – заталкивать в милицейские автобусы несколько десятков стариков, как это было в декабре прошлого года, когда около 30 пенсионеров перекрыли дорогу во время сессии Гордумы, отменившей социальный проездной, - другое дело, разгонять двухтысячный митинг. Создается впечатление, что в условиях экономического кризиса, когда Москва очень серьезно следит за тем, как региональные власти умеют поддерживать социальную стабильность на местах, президенту Волкову очень не нужен информационный скандал, связанный с акциями протеста.


В то же время принятие решения пойти на сохранение социального проездного (стоимость вопроса порядка 150-180 млн руб.) означает необходимость пересмотра принципов фактически единой бюджетной политики республики и города Ижевска в том виде, в каком она сегодня сложилась. В частности, это потребовало бы от президента Волкова отказа от финансирования реконструкции набережной, «чтобы было как в Ницце» (цитата из А.А.Волкова. – Ред.) или пересмотра некоторых других, чисто престижных проектов, связанных с очередным юбилеем – 250-летием Ижевска. На самом деле - цена небольшая, если учесть, что социальный проездной – это, пожалуй, самая эффективная с точки зрения соотношения «цены-качества» мера социальной поддержки, действующая в Ижевске. Действительно, за счет весьма небольших (с точки зрения общих параметров республиканского и городского бюджета) средств решается комплекс проблем (труда, потребления, лечения, досуга, семейных взаимоотношений) целого слоя населения – десятков тысяч ижевских пенсионеров, большая часть которых получает сегодня пенсии от 4 до 6 тысяч рублей. По сути, введение в 2005 году социального проездного было своего рода формой социального контракта между сложившимся в Удмуртии региональным политическим режимом и такой большой группой избирателей, как ижевские пенсионеры. В декабре 2008 года, после начала массовой протестной кампании против отмены социального проездного, начатой Общественным советом пенсионеров УР и региональным отделением партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ», Волков, который тогда готовился к своему переутверждению на президентской должности на третий срок, это хорошо понял и был вынужден «сыграть отбой». Сегодня, после того, как Александр Волков фактически имеет всего одного «избирателя» – президента России, он счел возможным пойти на разрыв этого «социального контракта».


Точнее - попробовать его «на прочность». Не случайно до сих пор в публичном пространстве не была озвучена личная позиция Волкова по поводу отмены социального проездного с 1 октября. Выступление главы президентской администрации Александра Горяинова на митинге 21 сентября, несшего какой-то демагогический лепет про грядущую газификацию, а на прямые вопросы о социальном проездном переводившего «стрелки» на главу города Виктора Балакина, конечно, может восприниматься как своеобразная форма ответа Волкова протестующим. Однако одновременно оно отражает и стремление Волкова «не подставиться» и держать паузу. С тем, видимо, чтобы иметь возможность «сохранить мину при плохой игре», когда не выполнить требования протестующих будет уже невозможно.


В этом плане акция протеста 5 октября была очень важна. Если бы количество пенсионеров, вышедших на демонстрацию, оказалось меньше или даже на том же уровне, что 21 сентября, власти могли бы успокоиться и смело забыть про социальный проездной. Однако демонстрация 5 октября показала резкое увеличение массовости протеста – по разным оценкам, количество участников в сравнении с предыдущей акцией Общественного совета пенсионеров УР и «ПАТРИОТОВ РОССИИ» показало увеличение от 2 до 4 раз. Это в условиях практически полной информационной блокады со стороны СМИ. Другими словами, определилась положительная динамика нарастания массовости протестной кампании: каждый митинг собирает большее количество людей, чем предыдущий (это связано с определенной технологией агитационной работы в условиях «информационной блокады»).


Очевиден был и решительный настрой ижевских пенсионеров, которые, во-первых, пошли на стихийное перекрытие Пушкинской перед Домом правительства (несмотря на предложения организаторов и милиции покинуть проезжую часть), во-вторых, четко определили для себя главного виновника отмены социального проездного – президента Волкова и депутатов из «Единой России». Показательно, что лозунги с требованием отставки Волкова начали раздаваться среди участников митинга перед Национальной библиотекой еще до того, как аналогичные слова прозвучали с трибуны.


Конечно, само по себе увеличение массовости акций протеста еще ничего не значит - 2 тысячи участников – это же вроде как не 30 и даже не 10 тысяч. Однако когда на такой аудитории звучат требования отправить Волкова в отставку и обещания «прокатить» «Единую Россию» на грядущих выборах - это для властей достаточно неприятно. Разрушается монополия на абсолютное информационное доминирование. Каждый из этих 2000 участников в той или иной мере превращается в добровольного агитатора, который разъяснит окружающим, почему не стоит голосовать за «Единую Россию» (а выборы по партийным спискам в Городскую думу уже близко – остался всего год).


Следует также добавить, что массовые митинги пенсионеров могут, как и в 2005 году, стать площадкой притяжения всех протестно настроенных сил – жилищных активистов, уволенных работников, жителей ведомственных общежитий, которых сегодня пытаются выбросить на улицу, обманутых дольщиков, бюджетников и др. На митинге 5 октября уже кем-то была распространена листовка от имени работников железной дороги с обвинениями против начальства. Затягивание властями решения вопроса с социальным проездным будет означать, что после 1 января 2010 года к протестам подключится вторая большая группа пенсионеров – ветераны (региональные и федеральные льготники), по кошельку которых больно ударит вводимая в республике монетизация ЖКХ.


Напомню, что в мае Фонд «Общественное мнение» обнародовал результаты опроса «Репутация губернаторов в период экономического кризиса». По данным опроса, проводившегося с 27 февраля по 18 марта, на вопрос: «Как вы считаете, руководитель вашего региона работает на своем посту хорошо или плохо?» - 54% опрошенных в Удмуртии ответили, что «плохо», и только 25% – «хорошо». Таким образом, по числу отрицательных отзывов президент Волков попал в десятку самых непопулярных глав регионов России. Показательно, что опрос проводился еще до остановки ряда крупнейших предприятий Ижевска и сравнительно недавно после признания Волковым права пенсионеров на социальный проездной.


Поэтому чем дольше будет затягиваться решение проблем социального проездного, тем больший репутационный ущерб будет нести «партия власти» в республике. Попытка сыграть роль «народных благодетелей», восстановив социальный проездной только перед самыми выборами в Гордуму, со стороны «Единой России» обречена на провал. За это время «митингово-листовочная» кампания «ПАТРИОТОВ РОССИИ» и Общественного совета пенсионеров УР успеет четко разъяснить основной массе пенсионеров, кто на самом деле несет ответственность за произошедшее и кто последовательно отстаивает их интересы.


В свете сказанного огромное значение приобретает нарастание массовости протеста. Участники прошедшего митинга договорились о том, что следующая акция состоится 24 октября на Центральной площади города и что следует приложить все усилия, чтобы количество пришедших на нее выросло еще в два раза. У властей впереди две недели, чтобы найти пути решения проблемы и выполнить требования ижевских пенсионеров.