Тему местного самоуправления в послании президента ожидали чуть ли не основной. Однако 5,3 процента от общего числа слов послания - это всё, что сказал Путин по данному вопросу Федеральному собранию и стране. Спрашивается: если хотел сказать, но не сказал, то что обрезал?

Инсайдеры обещали контрреформу — опускание самоуправления в больших городах на уровень городских районов и замену прямых выборов мэров (где их ещё не успели отменить «единороссы») на назначение градоначальников решением губернатора с наделением таких глав государственными полномочиями.

Для старожилов удмуртской политики подобное «развитие» местного самоуправления очень знакомо. В 1996-м за такое президент Ельцин чуть было не «снял» будущего президента Удмуртии (а в то время председателя Госсовета УР). Тогда, 17 лет назад, «линия фронта» прошла буквально по приёмной первого избранного мэра Ижевска. И только Конституционный суд расставил всё и всех по своим местам. Но где сейчас тот Конституционный суд?

Перечитал 405 слов о местном самоуправлении из послания, и всё как будто бы хорошо, а только не веришь. Общие слова есть, а выводы спрятаны. Зато есть «ценное указание»: «Считаю важнейшей задачей уточнение общих принципов организации местного самоуправления». Это зачем? С принципами у нас всё нормально. У нашего самоуправления денег нет (потому что всё откачали выше), отняты полномочия, насажены сити-менеджеры вместо выборных мэров. Что ещё осталось «уточнить», да ещё и со ссылкой на 150-летие Земской реформы?

Земства в Российской империи — органы ещё более бесправные, чем местное самоуправление в современной России. И, что важно, формировавшиеся по сословному принципу и высокому имущественному цензу (ну, по факту примерно как сейчас). И как здесь к месту не вспомнить характеристику земств из Большого энциклопедического словаря: «Образование земств было попыткой царизма приспособить самодержавный строй к потребностям капиталистического развития».

Что к чему в этот раз собрались «приспосабливать»?

Написать Сергею Щукину: editorday@ya.ru